В капкане индустриального рабства
На протяжении тысячелетий развития человек всё более отдалялся от работы ради одного лишь хлеба насущного. Он развивал торговлю и промышленность, культуру и образование, искусство, юриспруденцию, бухгалтерию, всевозможные сопутствующие услуги, моду, СМИ – вещи, не насущные для нашего существования, а придаточные. Они-то и составляют, скажем, 90% деятельности человеческого общества.
Взять, к примеру, любой большой город: чем зарабатывают себе на жизнь его жители? Они не занимаются сельским хозяйством, не выращивают коров и коз, не работают в крупной промышленности. Где-то там, в других местах есть реакторы, индустриальные мощности, большие электростанции, а сам город живет тем, что люди собрались вместе и обслуживают друг друга в различных областях, для удовлетворения ненасущных потребностей.
С развитием кризисных явлений, миллионы людей в крупных городах могут остаться без работы. И им не найти себе делянку, чтобы вести натуральное хозяйство. Это большая проблема: как организоваться, учитывая текущую ситуацию в мире? Ведь миллиарды людей живут в городах.
Еще двести лет назад всё было иначе: люди работали довольно много часов в день, но без помощи машин и современных технологий. Человек производил товар, просто чтобы заработать себе на жизнь. Обслуживающих профессий, не обязательных для пропитания, было немного.
А затем начала развиваться промышленность и сфера технологий. Сегодня мы можем за день на одном предприятии производить тысячи автомобилей или машин различного назначения. В магазинах есть полный набор продуктов, которые можно быстро и легко приготовить при помощи современной кухонной техники, не тратя на это часы, как раньше.
На современном этапе развития мы разработали технологии, чтобы иметь возможность массово производить растущий ассортимент продукции, а высвободившееся время, которое раньше использовалось для насущно необходимой деятельности, пустили на службу другим профессиям ненасущного характера. При этом мы искусственно перевели их в разряд необходимого.
Например, вместо одного врача, сегодня есть сотни врачебных специальностей, тысячи разновидностей медицинского оборудования, тысячи лекарств. Мы прибегаем к услугам бухгалтеров, экономистов, финансистов, банкиров, адвокатов… Всё это – целая индустрия денег. Мы создали глобальную сеть международной торговли. В итоге за два века мы сформировали для себя многочисленные виды деятельности, бóльшая часть которых выдумана и не является реальной необходимостью.
Но проблема даже не в этом, а в том, что мы заполнили ими жизнь человека. Вместо того чтобы заниматься чем-то действительно важным, человеческим, мы изобрели множество профессий, основное предназначение которых – занимать свободное время. Мы просто-напросто играемся в те часы жизни, которые можно было посвятить чему-то более важному и высокому – человеческой ступени.
Взглянем на свою жизнь. 10-12 часов в день отнимает у человека работа. Мы встаем рано утром, хватаем детей и отвозим их в сад до вечера. Часто уже в возрасте нескольких месяцев малыши на весь день расстаются со своими родителями. На работе мы проводим, по меньшей мере, восемь часов. Затем возвращаемся, по пути прихватив детей и заехав в магазин.
Кстати, дорога тоже отнимает час-два. Наконец, мы оказываемся дома, где нас ждут неотложные дела и стандартные процедуры: приготовить еду, помыть посуду, покормить, искупать и уложить детей. Кроме того, иногда мы завершаем работу, не доделанную в течение дня, а чаще проводим время у экрана компьютера или телевизора. Этим всё и завершается.
Многие работодатели организовывают для своих работников отпуска, детские сады и уикенды. В итоге рабочее место стало для человека центром его жизни. И потому так трудно расстаться с ним.
Меня гложет вопрос: "Чем я буду заниматься на пенсии? Столько свободного времени – это же можно с ума сойти…" Мы привыкли к нескончаемой гонке, к постоянной накачке рабочими часами. О человеке мы судим по роду его занятий, по специальности, а не по личным качествам. Неважно, чем он интересуется, чем увлекается, главное – работа. Ею измеряются престиж и почет: человек ценится тем выше, чем больше у него подчиненных, чем больше он зарабатывает. Короче говоря, мы смотрим на него как на исполняющего обязанности, а не как на человека.
Так, спустя двести лет индустриально-технологического развития мы вдруг оказались в очень своеобразном мире и в особенном обществе. По сути дела, мы потеряли человека. Неслучайно еще в начале этой тенденции Маркс писал, что она не может продолжаться долгое время и придет к своему концу. Сколько можно развивать промышленность, торговлю и предпринимательскую деятельность?
Ведь в итоге человек становится рабом своей работы. Главное для него – преуспеть на рабочем месте, и в этом он видит цель жизни. Он родился, чтобы работать. К этому он готовит себя в течение первых двадцати лет. Главное – быть работником все те годы, пока он здоров и обладает силами. А к старости, когда он уже не годен для работы, ему остается 10-20 лет на угасание при помощи пенсии и лекарств.
Неужели мы действительно родились и живем для этого?
Из 7-й беседы о новой жизни, 04.01.2012
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.