Мозаика желаний
В каждом из нас есть три типа желаний:
1. Телесные, свойственные также и всей животной природе. Мы хотим поддерживать себя в наилучшей форме, одеваться, защищаясь от непогоды, быть чистыми, быть здоровыми, обеспечивать себя пищей и всем, что требуется телу, давать себе отдых – короче говоря, содержать себя в целости и сохранности. На животном уровне действует инстинкт самосохранения.
2. Человеческие, эгоистические желания. Так уж мы развиваемся над животной природой – жаждая власти и славы, стремясь возвыситься над другими. Эти желания относятся только к человеческому роду. У животных такого нет.
Здесь обычно указывают на то, что животные пожирают друг друга. Однако этим они не желают навредить ближнему, не хотят возвыситься и воцариться над ним, не изводят свою жертву. Они поедают ее лишь для пропитания. Такими инстинктами наделила их природа. Лев, поедающий лань, не причиняет ей зла, а просто выполняет заложенное в нем веление природы. Между ними нет ненависти – просто так всё устроено.
Мы и сами поступаем аналогично с животными, которых разводим на убой, – без всякой ненависти к ним. Нам необходимо пропитание, и ничего тут не поделаешь. Обычно мы стараемся причинять как можно меньше боли тем животным видам, которые используем в пищу.
И только в человеческих взаимоотношениях каждый использует свой эгоизм. Я все время смотрю на траву соседа, на его машину, я сравниваю его детей со своими, его зарплату со своей… Только так я измеряю наслаждение, наполнение в своей жизни.
На этот счет есть очень любопытные статистические данные. Например, люди предпочитают зарабатывать меньше, если их зарплата всё еще превосходит зарплату соседа или коллеги, и не соглашаются на повышение оклада, если окружающим достанется еще больше. Ведь мы всё оцениваем на сопоставлении. Именно в сравнении с другими мы проверяем, насколько нам хорошо. Говоря иначе, я сужу о своей жизни не по состоянию тела, а по состоянию личности – насколько она выше других.
Такие желания присущи только человеку, тогда как животное не сравнивает себя с другими, ему нужно удовлетворять лишь свои естественные позывы.
Итак, все человеческие желания дурны, потому что требуют от нас быть эффектнее, уважаемее, выше других.
3. Над телесными и человеческими желаниями лежит желание, обращенное к науке, к мудрости. Оно тоже свойственно только человеку. Я хочу знать, почему и для чего живу, как течет моя жизнь, как действует природа, что происходит вокруг, как одно связано с другим… Мне нравится кроющаяся в природе логика, мудрость, которую мы постоянно исследуем.
В действительности, я нахожусь в некоей сфере под названием "природа" и потихоньку "соскребаю" с нее частички информации, а затем проверяю накопленный материал. Это и есть моя "наука". Завтра я открою новые законы природы. Существуют ли они и сегодня? Конечно, существуют, только я недостаточно умен, чтобы обнаружить их. Шаг за шагом, развивая науку, мы открываем всё новые закономерности, свойственные природе.
Таким образом, мы состоим из трех видов желаний: животного, человеческого и научного. Во всех людях мира эти желания составляют различные комбинации. Одного больше привлекает наука, другого – богатство или сила, а третьему вполне достаточно обычной жизни: футбол, банка пива – и голова ни о чем не болит. Каждый устроен по-своему, нет ни хороших, ни плохих, в любом человеке присутствуют все три вида желаний, и он тянется за теми из них, которые доминируют над остальными.
Так мы и идем по жизни: каждый занимает в обществе то место, которое соответствует его комбинации свойств. Люди, которые заботятся только о потребностях тела, как правило, составляют бóльшую часть общества – и мы это видим. Людей, стремящихся обрести власть и мощь, меньше – и они движутся наверх, оставаясь однако в социуме, чтобы получать от него наслаждение.
Итак, если во мне преобладают телесные желания, я использую то, что находится вокруг, на одном со мной уровне. В отличие от этого, если центр тяжести моих желаний лежит в человеческих свойствах, то я хочу возвыситься над всем человечеством, хочу обрести власть над людьми, быть сильнее, умнее, лучше, успешнее их.
И наконец, если меня влечет наука, то я стремлюсь подняться и над животными, и над человеческими желаниями – к желаниям, зовущим понять природу, увидеть, почему и для чего всё так устроено. Я тянусь к философии, к мудрости, мне уже неважно, чем питаться, я не сравниваю себя и свое достояние с другими, я могу закрыться в своем уголке на минимальном рационе и почти не контактировать с другими людьми. Мне важно протянуть связь наверх – к законам мироздания.
В итоге разные люди находят себе в обществе подходящие им занятия, соответствующим образом выстраивая семью, окружение и быт.
Из 10-й беседы о новой жизни, 08.01.2012
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.