Когда деньги правят бал
Мы вступаем в глобальный, взаимосвязанный мир – наряду с экологической катастрофой, вызванной нескончаемой погоней за выручкой от выпускаемой продукции и соперничеством миллиардных счетов в банке. Мы думали, что этому не будет конца, но конец все-таки пришел: покупателей больше нет, и двигаться дальше некуда.
Итак, кризис проявляется и в образовании, и в культуре (в отношениях между людьми), и в повсеместных трудностях с самообеспечением. У производителей есть потенциал и возможности для развития, но некому покупать их товары. А у тех слоев западного населения, которые лишились средств, нет возможности быть потребителями. Раньше они производили и потребляли собственную продукцию, и в этом замкнутом круге вращались товары и финансы. А теперь круг распался.
Это предоставило капиталовладельцам ложное решение – они начали играть с одними лишь финансами, в некоем отрыве от товаров. Так раздулся большой "пузырь", добавив свою лепту в общий кризис. Ведь подобные пузыри лишены реального наполнения, они раздуты при помощи рекламы и игры, которая ведется между различными банковскими и другими финансовыми системами.
Итак, во всех сферах деятельности человечества – в образовании, в культуре, в межличностных отношениях, в семье, которая тоже весьма подвержена текущим обстоятельства, – люди больше не могут существовать. Они оказались беспомощны.
Возьмем, к примеру, Испанию: молодые люди, получившие университетское образование в Европе, вернувшись домой, не могут устроиться на работу, создать семью и достойно обеспечивать ее, делая успехи в своей профессии. Каждый хочет реализовать полученные знания, занять свое место в обществе, обзавестись семьей, купить жилье – но выясняется, что он никому не нужен. Люди не могут реализовать себя ни в чем, у них нет нормальной жизни, а есть лишь безработное, неустроенное состояние.
Процесс этот ширится во всем мире, и ему нет никакого решения. Ведь в ситуации, когда на деле я забочусь только о себе и не забочусь о мире, у меня нет возможности обеспечить этих людей средствами к существованию. Мы не заботимся друг о друге, и потому, с одной стороны, выбрасываем большое количество излишков, а с другой стороны, эти излишки не могут добраться туда, где в них отчаянно нуждаются. Мой эгоизм не дает мне никакой возможности заботиться о других. Только если от них исходит угроза, тогда, за неимением выхода, я снабжаю их чем-либо.
Мы видим это на примере Африки, которая производила когда-то немало товаров и замечательно развивалась. Но затем туда начали поступать европейские товары по демпинговым ценам. Они разрушили местный рынок, население перестало производить всё то, что требовалось ему для жизни, люди оставили свои прежние рабочие места и профессии. А затем те же компании, которые занижали цены на свою продукцию, начали повышать ее стоимость – ведь местных конкурентов у них уже не было. В итоге африканцы обнищали и остались без средств, и ситуация эта сохраняется до сих пор.
В мире складываются очень тяжелые условия. Обостряется глобальный, тотальный кризис. Он сказывается и на развитых странах, и на странах Третьего мира, часть которых только начала развиваться. Всё это вызвано человеческим эгоизмом. А кроме того, мы уже чувствуем всеобщую взаимосвязь: все плывут в одной лодке, и если хотя бы один наносит вред, это сказывается на всех остальных. Продвигаться дальше невозможно. Наш эгоизм бумерангом бьет по каждому.
В Европе это проявляется очень своеобразно. В поисках силы и успеха европейские страны наладили взаимовыгодные связи, и порвать их уже невозможно. Уход от этой системы ведет к крушению. А в итоге вместе общего рынка, вместо совместного производства, вместо объединенного общества, мы видим угрожающее состояние, в котором никто не может пошевелиться без согласия других.
Здесь-то мы и подходим к необходимости считаться друг с другом. Пускай европейская история изобилует войнами и конфликтами, пускай в прошлом было немало трагических событий, пускай не раз дело доходило до резни и покорения одного народа другим, но сегодня именно из ненависти, безучастия и разрыва европейцы, по безвыходности, должны перейти к сотрудничеству. Мало просто считаться друг с другом – мы видим, что это не работает.
Выясняется, что на общем рынке нельзя действовать по законам старой экономики, которую мы выстроили, исходя из своей эгоистической природы. Прежняя система уже не функционирует. Сегодня и человеческая, и окружающая природа ставит нас перед новым условием: эгоистическая участливость больше не поможет, нам придется реализовать любовь к ближнему.
Трудно выговорить эти слова. Они кажутся столь нереальными, столь далекими от нас. Сердце их не приемлет…
Однако мы все-таки можем приблизиться к этому, если вызовем на себя воздействие обязующей силы. Сегодня Природа заставляет нас поневоле приобретать любовь к ближнему, поскольку альтернатива ей – смерть от голода, болезней или стихийных бедствий. Мы же должны сформировать вместо этого еще одну силу, которая обяжет нас двигаться к взаимной любви.
Что же это может быть за сила? – Только окружение, которое мы организуем так, чтобы оно обязывало нас к объединению еще сильнее, чем проблемы с экологией, экономикой, образованием, продовольствием и т.д. Общество должно быть таким сильным, чтобы устоять против нашего естества, насадить в нас новое отношение к ближнему и провести тем самым от края до края, от ненависти к любви.
Из 13-й беседы о новой жизни, 11.01.2012
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.