Разум и механизмы эволюции
Мнение (Н.Моисеев, книга "Универсум. Информация. Общество"): В книге обсуждаются проблемы самоорганизации биосферы и общества. Самоорганизации – потому что говорится о процессах, лишенными целенаправленности, их механизмы саморазвития не подвластны людям и неизбежно приводят общество к кризисам, меняющим характер развития.
Последствия подобных перестроек непредсказуемы и они являются важной характеристикой мирового эволюционного процесса. Отсюда следует требование особой осторожности в использовании тех могучих средств, которыми обладают современные цивилизации.
Человечество уже не раз сталкивалось с кризисами, но механизм самоорганизации помогал людям найти выход и сохранить себя в составе биосферы. Однако суть происходящего людьми не осознавалась, и поэтому, каждый раз за перестройку своего образа жизни, за возможность развиваться в новом канале эволюции, человечество должно было платить огромную цену. Но в век ядерного оружия эти стихийные механизмы опасны - для человечества они могут стать концом его истории.
Поэтому в современных условиях, человечество должно стремиться использовать свой основной шанс - Разум, который ему дала Природа. Задача Разума — предупредить людей о надвигающемся кризисе и выработать такую стратегию развития общества и биосферы, людям предстоит самим создать новые механизмы саморазвития. Но надо спешить с выработкой стратегии, с разработкой механизмов ее реализации.
Планетарное общество превращается в некий единый организм, взаимодействующий с биосферой как единое целое: мы наблюдаем рождение и становление этого единого организма, его возникновение и развитие. Поэтому для стабильности и будущего, планетарное сообщество нуждается в единой стратегии во взаимоотношениях с Природой. Другими словами, этот организм для своего выживания нуждается в неком едином Коллективном Разуме планетарного масштаба.
Коллективный Разум планетарного масштаба - совершенно новое явление, с ним мы столкнулись лишь во второй половине XX века. Мы сможем назвать планетарное общество информационным, когда возникнет такого уровня Коллективный Разум, который будет способен играть в планетарном обществе такую же роль, какую в организме человека играет его собственный разум.
Формирование Коллективного Разума (Коллективного Интеллекта) аналогично формированию человеческого мозга. Мозг состоит из нейронов, которые сами по себе не способны к какому-либо разумному действию, но в своей совокупности рождают некое системное свойство - мышление. И оно не зависит от воли людей.
Так же Коллективный Интеллект образуется из совокупности индивидуальных интеллектов отдельных людей, разумов, играющих в этой совокупности роль отдельных нейронов. И эта система совокупности индивидуальных разумов обладает свойствами, не выводимыми из свойств отдельных разумов, это - системное свойство. Его потенциальные возможности не зависят от желания и действий людей, а являются результатом самоорганизации. Но использование этих возможностей зависит от свойств, т.е. от организации гражданского общества, его Коллективной Воли.
Характер возникающего общества определяется Коллективным Интеллектом и планетарным гражданским обществом - его образование, организация, нравственность, духовный мир идеи в сознании миллиардов людей.
Реплика: Человеку дано формирование будущего общества, вернее сообщества, единого целого, которое родит, своим единением, новый разум, ощущение нового пространства и законов интегральной природы, основанных на свойствах отдачи, вместо получения, на неограниченности временем, пространством, энергией, движением – ограничениями, налагаемыми на нашу природу законами получения.
Будущее – в прорыве на уровень отдачи и любви и постижению в них бесконечности и вечности. Постепенное осознание этого вызовет возникновению в людях иного мышления и свойств, породит новое внеземное сообщество – в пространстве сил и информации.
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.
Научная и общественная мысль, традиционно привыкшая смотреть на общее через призму отдельных его частей, в изменившихся обстоятельствах в попытках осмыслить новую ситуацию остается на прежних мировоззренческих и методологических позициях. Это напоминает притчу о трех слепцах, наткнувшихся на слона, когда ухватившийся за хобот подумал, что это змея, обхвативший ногу решил, что это дерево, а упершийся в бок посчитал, что перед ним стена, и никто не понял, что все они имеют дело со слоном.
Глобальный мир в результате многоаспектной глобализации по всем основным параметрам общественной жизни к началу XXI в. замкнулся и стал целостной системой. Вместе с тем не только в общественном сознании, но и в научном сообществе все еще отсутствует понимание того, что трансформировавшийся мир, в котором мы живем, и имманентно связанная с ним глобализация, с ее всевозможными последствиями, не могут быть адекватно поняты иначе, нежели через призму единства и целостности этого мира.
Под влиянием процессов глобализации мировое сообщество практически по всем параметрам общественной жизни все больше становится единой целостной системой, тогда как механизмов управления, адекватных этой целостности, нет.
Человечество подошло к тому рубежу, за которым лишь стихийно складывающееся регулирование общественных отношений продолжаться уже не может. Оно должно быть дополнено теперь сознательно и целенаправленно выстроенным управлением всей этой системой, ибо мир глобальных отношений без эффективного глобального управления обречен на серьезные испытания.
А.Чумаков, д.ф.н., проф. Финакадемия при Правительстве РФ
http://www.socionauki.ru/journal/articles/130853/