Цивилизация здравого смысла
Мнение (Э. Шумахер. Моральная программа): Предполагается совершить усилие каждым человека над собой, иначе наши желания всегда будут расти быстрее наших возможностей их удовлетворять. Философия и наука предала массы, потому что пренебрегли их проблемами и занялись исключительно проблемой эффективного управления массами.
Человека следует считать в первую очередь духовным существом. Это расширяет наши представления о человеческих потребностях и позволяет шире толковать прогресс – он необходим для того, чтобы человек осознал свою способность к свободному выбору и к преодолению пагубных страстей, ведущих в тупик.
Материалистическая стратегия, преследующая благосостояние в узком смысле слова, непригодна в этом мире, потому что ей чужд принцип "предела", тогда как ее окружающая среда очевидным образом ограничена. Эта жизненная стратегия, кичащаяся своим практицизмом, на самом деле как раз непрактична.
Централизованная власть сводит на нет человеческое общение, заменяя его косвенной взаимозависимостью на основе глубокого разделения труда, что ведет к отчуждению, утрате связи с результатами своего труда, теряет эти результаты из виду, и труд приобретает характер автоматической бесцельности.
Единственная эффективная коммуникация - непосредственная, межличностная, лицом к лицу. Только в ней может быть реализовано существование с самосознанием. Самосознание возможно не у одиночки, а только в коллективе, состоящем по меньшей мере из двух. Потому что в процессе самосознания решающую роль играет познание смежной личности, сочувствие, сопереживание. Самосознание осуществимо лишь в ситуации, где есть "Я" и "Ты".
Человек может реализоваться только в небольшом коллективе, обозримом для человека. Поэтому необходимо обеспечить существование полноценных малых форм (групп) внутри крупной организации (большой группы).
Человек и общество имеют дело с проблемой смысла жизни, решение которой возможно только в коллективе, основанном на межличностном общении, т.к. в малом коллективе возможен живой синтез противоположностей. Проблемы "с расходящимися решениями" побуждают человека напрячься для достижения уровня выше, чем его собственный уровень.
Проблема существования не может быть решена в виде "существование и есть решение проблемы существования". И она не может быть решена одними людьми за других людей, ведь свою жизнь нельзя поручить кому-то.
Чем эффективнее труд, тем меньше досуг. Надежды на рост досуга в высокопроизводительном обществе ложные. Крупномасштабное производство не освобождает человека, а закабаляет его.
То, что человек производит, он должен потребить – иначе экономическое производство перестанет быть экономичным и утратит смысл.
Сложная технология разрушительна, поскольку использует невозобновляемые ресурсы в неограниченных количествах, ничего не давая взамен. Эта безмятежность чревата экологической катастрофой. И происходит эта безмятежность из экономической идеологии.
Приписывая жизни экономическую суть, мы придаем ей экономическую суть. Извращение ума ведет к извращению жизни. Количественная схема жизни придает самой жизни численный схематизм. Материальные потребности должны быть законсервированы на уровне, гарантирующем воспроизводство населения. Консервация должна быть сознательной, иначе она не будет изменением культуры и утратит смысл. Духовные потребности должны культивироваться вполне сознательно. Люди должны утратить склонность к демонстративному потреблению и стремление имитировать тех, кто богаче.
Подлинной ареной человеческого существования является его непосредственное окружение, сфера близкого и тесного контакта с себе подобными, микросреда, поскольку ее человек может преобразовать сам. Самосознание, инициатива и чувство собственного достоинства - одновременно предварительные условия, средства и цель этих изменений.
Реплика: Прекрасные мысли, но утопические, поскольку эгоизм человечества не в наших силах истребить, и даже частично укротить. Философия – прекрасна, когда она не призывает к действию, потому что она, как плод нашего безудержного воображения, указывает путь к страданиям, ведь нет никаких предпосылок реализовать философские пожелания.
Так что практический мыслитель, как называет себя Шумахер – это неверно: он видит основные пороки цивилизации и форму общества будущего, но как это реализовать и что будет служить мотивацией для существования такого общества – неизвестно. Каббала предлагает решение – привлечь высшую единственную силу природы (высший свет, Творца), который изменит нас, если в нас возникнет такая потребность. А вся наша задача – объяснить массам о такой возможности!
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.