Условие это кажется ясным, однако, по сути, здесь кроется вся действительность, всё, что может преподнести нам жизнь. И раз уж перед нами стоит лишь одно условие, которое надо выполнить, условие любви к ближнему, как к себе, тогда всё, что происходит в моей личной жизни, во взаимоотношениях с самим собой, с семьей, с близким и далеким окружением, с человечеством, с миром, всё, что случилось со мной до последнего мгновения, должно быть устремлено к одной лишь цели. И каждое мгновение я должен проверять: прожил ли я его затем, чтобы достичь любви к ближнему?
Если я начну оценивать себя таким образом, то, разумеется, каждую секунду буду задаваться многочисленными вопросами: "Для чего? Почему? Как одно связано с другим? Что мне с этого будет?", и т.д. Возрастет отторжение, сопротивление, но если я действительно хочу выявить то, что должен выявить и исправить, тогда всё будет оцениваться лишь по одному критерию – по той самой фразе о любви к ближнему, как к себе. Далее...
Сказано, что это великое правило Торы, – иными словами, принцип, охватывающий всю реальность, включая мои кругообороты, и вообще, что бы то ни было. Поэтому, кто согласен принять его за основу, за мерило своей жизни, тот готов к получению Торы, методики исправления. Ведь вся она предназначена для того, чтобы реализовать один лишь этот принцип.
И наоборот, кто не направляет себя на него, тот не нуждается в Торе. Он может читать ее, интересоваться ею в качестве историка, либо использовать как-то иначе. На протяжении истории все "крутили" ею как вздумается. Однако подлинная Тора раскрывается мне, приводит меня в движение и распахивает передо мной путь только при условии, если я устремлен на любовь к ближнему, как к себе.
Путь этот я начинаю издалека, с наибольшего сопротивления, с абсолютного непонимания, с самых отдаленных подступов – пока не начинаю понемногу понимать, что это важно, что это связано со всей действительностью, с миром, со всеми остальными и с моим собственным эгоизмом. Хотя бы эгоистически я начинаю интересоваться этим принципом, рассчитывая заработать на нем что-то. И тогда мне уже есть за что ухватиться: эта фраза обретает важность в моих глазах, потому что я вижу в ней средство самонаслаждения, самопознания, возможность обрести что-то новое. И пускай такая связь налажена не так, как хотелось бы, а пролегает пока что через обратную сторону, – все-таки это связь, и она очень важна.
Подобное состояние называется "ло-лишма" и представляет собой высокую ступень, на которой я уже держусь за принцип любви к ближнему, как к себе, и через него – за любовь к Творцу, который находится среди ближних, в общности, как сказано: "В народе своем я живу".
Таким образом, у меня всё выстроено, кроме намерения. Сначала, из побуждений своего "здорового", материального, эгоистического желания, я крепко ухватываюсь за этот принцип – а затем уже можно говорить о намерении. Прежде всего необходимо выстроить здравое отношение, как сказано: "Воспитывай отрока согласно пути его". И чем нещаднее его желание наполнить себя, тем лучше – ведь тогда ему можно открыть путь и объяснить, от чего зависит продвижение.
В целом, все ступени, ведущие и к чистоте, и к скверне, подчинены одной зависимости и лежат на одном пути. А разнится только отношение. Сказано об этом: "Одно напротив другого создал Творец". И в эгоистических, и в альтруистических действиях мы используем те же самые инструменты, а противопоставляет их друг другу лишь наше намерение.
Передо мной лежит система взаимоотношений с группой. Я отрекаюсь от себя перед ней, а через нее – перед Творцом, который в ней находится. Я желаю слиться с Ним и тем самым наполнить себя всем светом Бесконечности. Таков желательный, правильный, необходимый подход к делу.
Если же я начну путать себя лишними расчетами, то лишь уменьшу свое желание – еще до того как оно вырастет, чтобы мне было что исправлять. Человек исправляет лишь то, что в нем проявляется, и потому не следует стесняться, пасовать из-за своих эгоистических духовных амбиций. Это нормально. Главное, чтобы мне было ясно: именно в системе под названием "группа" я раскрою Творца.
Вообще, этот системный комплекс охватывает всю действительность, и хотя сейчас она кажется мне разрозненной, потом я увижу, что всё включено в него. И потому важно видеть реальное положение дел – пускай на данном этапе ради личной выгоды.
С этого начинается самоотречение, это ставит меня перед неотступным вопросом: "Как же включиться в систему? Как насладиться ею?" А далее на меня воздействует свет, возвращающий к Источнику. Система устроена так, что обратная сторона высшего находится в лицевой стороне низшего, и потому даже если я помышляю о подъеме эгоистически, высший компенсирует, восполняет мой изъян и дает мне лекарство от моего эгоизма. Ведь эгоизм этот направлен на любовь к ближнему, как к себе.