Вдруг пришло такое состояние – после всего этого кризиса, всех этих ударов. Вдруг человек спрятался в эту нишу, и ему хорошо в ней жить. Что это такое?
"Поэтому и не надо ничего менять! Так и будем жить. Сколько надо – проживем, когда надо – умрем. Все будет нормально. Чего дергаться? Мы видим, что от всяких наших вмешательств в происходящее может быть только хуже. Давай ничего не будем делать, оставим это всё. Как в лодке – мы видим, что никуда не можем выгрести и ничего сделать. Бросим весла, будем сидеть спокойно".
Вопрос: И ему как бы даже хорошо?
Ответ: Конечно, хорошо. Ты понимаешь, что отдаешься этим на волю волн.
Вопрос: Диагноз вы точный поставили. Теперь, выводить человека из этого или нет?
Ответ: Кто может выводить? У кого есть вообще возможность и понимание того, куда надо выводить?
Реплика: Садиться и говорить с ним.
Ответ: О чем? Что я могу ему сказать?! Я могу ему сказать наоборот: "Ты пришел к правильному выводу. Сиди и не вертись".
Именно так. Потому что никакого решения у него нет, ничего он не знает и не понимает. Он не находится в связи с силами природы, которые нас куда-то влекут. И поэтому самое лучшее в этом – отдаться на волю волн.
Так и рабби Акива говорил, когда его спросили, как он спасся из тонущего корабля. Он сказал: "Я ухватился за доску, обуздал ее, сел на нее, и на все волны, которые проходили, я сгибал голову, и они проходили надо мной. И так эти волны подтолкнули меня к берегу. Почему? Потому что я им не сопротивлялся".
Вопрос: То есть вы предлагаете, как рецепт человеку в этом состоянии, во-первых, не мешать. Во-вторых, чтобы он в нем же и находился, плыл по воле волн?
Ответ: Да. И это самое верное – когда ты отдаешься на волю природы. Потому что у тебя все равно другого выхода нет. А в природе – ты знаешь, что есть великие силы, есть великий разум, есть что-то такое, что находится выше нас, какие-то законы – неизвестные нам, вечные и так далее. И что-то есть в ней такое, что она все равно управляет нами. Так зачем мне сопротивляться? Я только истощу свои силы, упаду на дно своей лодки, и все.
Реплика: То есть ваш совет – ждать? Время сделает свое.
Ответ: Это не только ждать. Это типа молитвы, это согласие с высшей природой: "Я готов тебе подчиниться".
Реплика: Делай со мной что хочешь.
Ответ: Да. И на самом деле ты всегда делаешь со мной что хочешь. Но сейчас я наконец-то начинаю ощущать, что мне большего и не надо. Это уже ступень постижения, ступень связи.
Реплика: То есть если человек к этой мысли придет, это уже у него большое продвижение к Творцу, можно сказать, к закону природы, который всем управляет?
Ответ: Конечно. Он не лезет со своими ограниченными мыслишками, когда желает еще больше и больше напакостить природе. Хватит! Не ввязывайся, не вмешивайся в течение природы и в то, что она делает с нами! Так сказано и в Торе тоже: "Сиди и ничего не делай – это предпочтительно".
Вопрос: Это вы так относитесь к человеку, в которого вошел дух равнодушия?
Ответ: А у него другого ничего нет. Из чего он будет поступать? Поэтому он прав. Это самый верный выход в его состоянии.
Вопрос: А мне какой совет, как его другу?
Ответ: В зависимости от того, насколько этот друг может понять, где он существует, в каких силах природы, и может эти силы правильно использовать. То есть добавлять себя к тому же направлению, в котором природа желает его вести. То есть я в таком случае не сопротивляюсь воле волн. Я готов вместе с волнами идти в том же направлении, еще включая в это и свои силы.
Так что все очень мирно, спокойно, хорошо.
Реплика: То есть вы сейчас даже такой гимн равнодушным спели?
Ответ: Это не равнодушным, а разумным.