Праздник Песах напоминает нам не только об исходе из египетского рабства, но и о нашей будущей миссии.
Братья по духу
Основа еврейского народа – не этническая общность, а идейное родство.
Давным-давно человечество было сосредоточено в Древнем Вавилоне, где все жили в ладу между собой. Но затем в людях произошла резкая вспышка эгоизма, они перестали чувствовать себя единым народом, перестали понимать друг друга, словно заговорили на разных языках.
Тогда-то и заявил о себе Авраам – мудрец, который раскрыл внутреннюю суть происходящего и подлинное решение конфликта. В сложившихся условиях, сказал он, необходимо преодолевать эгоизм, а не идти у него на поводу. Распри нужно использовать как трамплин для еще более прочной взаимной связи.
Большинство не согласилось с ним, и дело кончилось всеобщим разобщением – племена и народы рассеялись по всей Земле.
Но некоторые приняли и реализовали методику Авраама, смысл которой в том, чтобы использовать взаимное отторжение для создания над ним качественно нового единства. Этим они заложили основу еврейского народа: создали общество, которое действовало не по естественному эгоистическому позыву, а вопреки ему, в доброй связи. Так впервые проявилась новая линия развития человечества, ведущая к интеграции и взаимопониманию.
Под властью разобщения
Подлинное единство куется в борьбе с эгоизмом.
Группа Авраама переселилась в ханаанскую землю и продолжила развивать методику социального согласия. Эгоизм продолжал расти, и главное было – сохранять над ним общую связь, духовное братство, взаимное поручительство.
Но затем конфликты усилились до такой степени, что даже братья – сыновья Яакова – не смогли их преодолеть. Наступил голод, недостаток тепла и любви. Эгоизм все больше властвовал между людьми и заманивал их под свою власть, власть "доброго" Фараона.
А окончательно заманив, сменился злым Фараоном – себялюбие окончательно поработило их, и все их усилия, чтобы объединиться, словно уходили в песок, доставались эгоизму, не позволяли сохранять даже крупицу внутреннего единения.
Казалось, выхода нет. Однако именно из осознания отчаяния появляется общая сила, влекущая к единству, – Моше. Именно из дома Фараона появляется он и поэтому готов противостоять Фараону-эгоизму.
Десять египетских казней – это десять ударов по эгоизму в отчаянной потребности объединиться, чтобы "отпустил народ мой". Вместе мы стараемся уйти от внутренних распрей – бежим из Египта, пока не приходим к горе Синай, чтобы завершить начатый подъем над своим эгоизмом к объединению.
Так рождался народ Израиля.
Шаг через бездну
Выход всегда один – в единство между нами.
Взойти над взаимным эгоизмом к доброму единению должно будет все человечество, но первыми это делаем именно мы, давая тем самым пример, свет народам мира.
Праздник Песах символизирует рождение народа Израиля из единства вопреки отторжению. Поэтому, пока между нами царит рознь, мы не народ, мы в изгнании. И только доброе единение создает из нас ту общность, которая зовется "Исраэль".
Готовясь к этому, мы проводим в "доме", в своем сердце, уборку – очищение от розни между нами. Пасхальный седер – означает порядок обновления наших расстроенных взаимосвязей. Избавившись от этой эгоистической "закваски", мы семь дней едим мацу – восходим на ступень взаимной отдачи, которая в Египте казалась нам "пресной".
Каждый нам раз надо заново отрекаться от поклонения эгоистическим идолам, которые нас разобщают. Любой такой порыв включается в пасхальный исход из Египта – ведь "Песах" означает, что мы перешагиваем (пасах) через рознь на ступень любви.
"Чудо выхода из Египта" – это проявление силы единства. Она скрыта в природе нашего мира и проявляется, если мы действительно желаем нашего объединения. Лишь она принесет нам мир и спасение от всех бед – ведь они вызваны лишь нашим изначальным антагонизмом.
Пример для всех
Мир не оставит нас в покое, пока мы не сделаем этого.
Эта методика согласия необходима сегодня, когда мир проявляется как одно целое. У нас в руках средство, позволяющее кратчайшим путем привести его на следующую ступень развития, из себялюбия в добрую взаимосвязь, которая разрешит все его проблемы.
Если мы, народ Израиля, не реализуем это на себе, не дадим этим пример миру, он неосознанно будет видеть в нас причину своих несчастий. А значит, давление на нас и антисемитизм будут возрастать – ведь подсознательно мир чувствует, что мы утаиваем ключи от его счастья.
И наоборот, если мы выполним свою миссию, покажем добрый пример, мир примет его с благодарностью и уважением.
С праздником объединения вас, друзья!