Из совершенства в совершенство
Бааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.15: Три состояния творения неизбежно обязывают друг друга к существованию, и если бы исчезло что-либо в одном из них, все они тоже исчезли бы.
Самая распространенная и понятная нам претензия к Творцу звучит так: почему Он не создал всё в законченном виде? Казалось бы, чего проще?
Зачем Ему нужно, чтобы мы страдали и тем самым – осознанно или неосознанно – проклинали Его как причину своих страданий? Почему Он создал нас вовсе не совершенными, а абсолютно противоположными? Почему по мере развития мы становимся всё хуже и сознаём это раз за разом? Сознаём вплоть до того, что это уже не вызывает стеснения и становится рутиной.
Так может быть, Творец что-то "недоглядел", "упустил", "недоделал"? Как могут от Совершенного исходить несовершенные действия?
Такая вот "претензия клиента", звучащая вполне справедливо.
А с другой стороны, если попробовать взглянуть на дело со стоны Творца: действительно, почему Он должен был создать три состояния творения и провести нас путем больших страданий от первого состояния к третьему? Каким образом стало возможно второе состояние – падение из Бесконечности в наш наихудший, полярный мир, из которого мы восходим обратно? Как сам Он может управлять всеми этими системами, включаться, "облачаться" в них, чтобы проявлять к нам всевозможные формы отношения и преподавать нам уроки?
Мы понимаем, что у родителей в нашем мире нет другого выхода, поскольку, как сказано, "побуждения сердца человека дурны с юности его". Здесь строгость к детям необходима. Но почему всемогущий Творец прибегает к подобным методам?
Мы не можем оправдать эти методы в применении к себе и не понимаем Его действия: почему Он замыслил всё именно так, в противоположность Своему совершенству? Одно дело – идти от зла к добру, но разве можно уходить от добра ко злу?..
Одним словом, все ключевые вопросы о творении фокусируются на трех его состояниях, на витке из совершенства (1) через систему миров (2) в совершенство (3). Здесь кроется проблема жизни и смерти, проблема страданий, совершенно оторванных от духовного осознания. В рамках нашего разума и чувства оправдать всё это невозможно.
Однако если мы поймем истинную взаимосвязь между тремя состояниями, то разрешим все подобные проблемы, выработав к ним систематический подход, по мере того как они будут снова и снова вставать перед нами.
В действительности, Творец создал единое, совершенное, первое состояние. Оно неизменно, в нем ничего не происходит вопреки совершенству. Однако это совершенство раскрывается не Творцу, а получающим творениям, и только в таком их внутреннем состоянии, которое мы называем "третьим".
В первом состоянии творения вообще не ощущают себя, они еще не существуют по-настоящему. А проявлять себя действительно существующими они начинают по мере того, как обретают совершенство. Восходя из нынешнего состояния и обретая духовные ступени, в той же мере они ощущают свое бытие, пока не встают в полный рост, наравне с Творцом.
Таким образом, совершенство, заложенное в первом состоянии, проистекает из третьего, в котором творения постигают его. Ну а в начале они представляют собой лишь решимот, потенциал и должны пройти через определенный процесс, чтобы в итоге постичь совершенство. Этот процесс и является вторым состоянием.
Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 05.01.2014
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.