Дискомфорт как двигатель развития
Бааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.21: Весь материал творения – как духовных объектов, так и материальных – представляет собой получающее желание.
Изучая реальность, мы видим, что все ее элементы стремятся привлекать к себе всё полезное и отторгать вредное. Это и есть получающее желание, которое действует таким образом на всех уровнях, начиная с элементарных частиц и молекул. Всякая вещь стремится к наиболее удобному из всех возможных состояний.
В окружающем мире мы наблюдаем лишь разновидности получающего желания, которые каждую секунду преследуют свою пользу. Подброшенный камень падает, вода стекает вниз, ветер уравновешивает давление – поскольку тем самым достигается состояние покоя.
Каждая частица мироздания, каждый ансамбль частиц, всё в неживой, растительной и животной природе, а также между людьми, весь этот интегральный комплекс и каждая его часть желают прийти в максимально комфортное для себя состояние.
Такова цель получающего желания. Все всегда выбирают наибольшее благо, или меньше из зол. Только в природе, на первых трех ее уровнях, происшедших из Корня, закон этот проявляется инстинктивным образом, а четвертой ступени свойственны собственные специфические подвижки.
В своих первых трех стадиях она тоже развивается инстинктивно, без свободы воли, но уже чувственно, иначе. Пусть не выбирая того, желание все-таки устремляется вперед, пускается в поиски, поощряет науку, образование, промышленность, торговлю и т.д. А сегодня вступает в четвертую фазу, которая и делает наше время столь особенным.
Итак, мы видим только получающее желание – в его толщи, в разрезах, по осям, на протяжении всей его истории. Нет ничего, кроме желания и его действий. Однако, стремясь получать удовольствие, мы, как правило, не задаемся вопросом о самом желании, не вдаемся в принципы его действия. Мы просто хотим наслаждаться. Зачем человеку изучать причины, механизмы и следствия? Главное – наслаждение как таковое.
Однако когда наслаждение исчезает, когда оно вне досягаемости, когда приходят беды, страдания, тогда мы вынуждены приступить к исследованию: "Почему нам плохо? Что делать? Как насладить себя?" По безвыходности, разум начинает действовать и искать решение. Сказано: "Многие знания – многие печали". А с другой стороны, без этих печалей не добыть знаний.
Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 12.01.2014
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.