Как можно бояться того, кого любишь?
Предисловие к Книге Зоар, п.203: Страх – это заповедь, содержащая в себе все заповеди Торы, так как она является вратами к вере Творца. Поэтому нельзя забывать о страхе в каждой из заповедей. И уж тем более в заповеди любви, ибо в любви страх становится действительно неотъемлемой частью.
Поэтому говорится: "Страх должен быть соединен с любовью. Как он соединяется с ней?" Эти два чувства как бы противоречат друг другу, ведь как я могу бояться того, кого люблю?
Но необходимо пробуждать страх с обеих сторон любви – и во время милосердия и удачи на путях Его необходимо пробуждать страх перед Творцом: как бы не прийти к прегрешению и не остыть в любви к Творцу. И этим соединяешь страх с любовью.
Заповедь трепета – это не страх и боязнь Творца, а страх того, что я недостаточно сильно люблю Его. То есть я боюсь не Его, об этом вообще не идет речь. Такой страх существует только ниже махсома, границы духовного мира. А выше махсома находятся лишь ступени любви.
Я не страшусь Творца и иду навстречу Ему. Но я боюсь, что моя любовь к Нему будет недостаточно большой, ведь я могу запутаться и ошибиться. То есть это не страх суда, наказания. Такого страха не существует в духовном мире – я уже поднялся выше животных страхов. Но я боюсь доставить Творцу меньше наслаждения, чем это возможно. Только в этом заключается мой страх.
Я все время боюсь, что не смогу любить Творца совершенной любовью: может быть можно еще что-то Ему дать, а я этого не сделаю, не замечу эту возможность, не окажусь достаточно чутким. Такой страх является механизмом увеличения любви и подъема по всем ее ступеням. Полпути мы совершаем, обретая страх – до ступени Бины. А затем идут ступени любви, и на этой второй половине пути ощущается двойной страх.
Но разумеется, уже никогда страх не будет таким эгоистичным, как под махсомом – о собственном благополучии. Он всегда будет о Любимом.
И так же – с другой стороны любви, во время сурового суда. Человек должен пробуждать страх перед Творцом, чтобы не ожесточилось сердце его, перестав внимать суду. И тогда он и здесь соединяет страх с любовью. И если он так действует, то всегда пребывает в совершенной любви, как и подобает.
И о включении страха в любовь со стороны милосердия он приводит высказывание: "Счастлив человек, всегда пребывающий в страхе". И поясняет слово "всегда", говоря, что даже в то время, когда Творец добр по отношению к нему, он должен всё равно бояться Его – как бы не прийти к прегрешению.
Здесь возникает вопрос, как всегда пребывать в таком страхе? Разумеется этот страх не эгоистический, а выше эгоизма. Нужно все время бояться, то есть искать, что еще я могу добавить к своей любви, чтобы не уменьшить ее. Если бы мы так вели себя в нашем мире в отношениях между людьми, в семье – какой чудесной была бы наша жизнь!
Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 11.02.2014
Страх должен прилепиться к любви
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.