Оттенки понятия "друг"
Вопрос: Почему в каббале мы называем друг друга товарищем (хавер), а не другом? Когда товарищ становится другом и возможно ли это?
Ответ: На иврите существуют понятия "хавер" (товарищ) и "ядид" (друг). Но "ядид" – это приятель, знакомый, а хавер – от слова "хибур" (связь).
Вопрос: Почему сказано "возлюби ближнего своего"? То есть ближнего, а не "хавера"?
Ответ: Потому что ближний – тот, кто близок к тебе по идее.
В иврите есть много синонимов слову "друг", которые употребляются в зависимости от того, в каких отношениях ты находишься с человеком.
Хибур (хавер) – это выше всего: взаимное направление на цель, ради которой два человека связываются вместе. Рээха (ближний) – человек, который не очень близок тебе, но ты с ним находишься в определенной связи. Зулат – тот, кто находится вне твоего эгоизма, но ты его хочешь привлечь к себе. Ядид – это приятель. Макир – просто знакомый.
Все эти слова как бы освещают степень близости между тобой и другим человеком. Каббала – особенный язык. То, что относится к духовному восхождению человека, разделяется в каббале на тысячи ступеней, а все остальное – нет.
Реплика: Но рабби Акива в своем знаменитом изречении "возлюби ближнего" употребил слово "рээха", а не "хавер".
Ответ: После того, как ты возлюбишь человека, он уже может называться хавер. Это более высокая ступень.
Вопрос: Что значит "возлюби ближнего как самого себя"?
Ответ: Насколько мой эгоизм любит самого себя, настолько мне надо над ним подняться, чтобы любить другого.
Из урока на русском языке, 11.12.2016
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.