Суд и милосердие
Вопрос: Что такое "суд и милосердие" в духовном – это похоже на обычную мораль?
Ответ: Бааль Сулам пишет, что многие думают, будто Тора говорит о морали – но это огромное и горькое заблуждение.
Ведь мораль основывается просто на жизненном опыте. Человек выводит жизненную мудрость, исходя из жизненных происшествий.
Но наука каббала совершенно не основывается на событиях нашей земной жизни и на опыте жизни в этом мире. Мы выполняем советы каббалистов, которые вытягивают нас "за ухо" (ухо относится к ступени Бина) в высший мир.
То есть, я не учусь на опыте обычной жизни, наоборот – я поднимаюсь над всей этой жизнью, над всем ее опытом!
Ведь здесь я могу заниматься только своим эгоизмом и давать советы, выгодные эгоизму, как мы учим ребенка: "Не подходи к злой собаке, если не хочешь быть покусанным". Я могу сказать, что нам на пользу, а что во вред – более мораль мне ни в чем не поможет.
Но наука каббала не действует на страхе и наказании – она говорит, что ты должен изменить свои желания, подставив их под воздействие света.
То есть она занимается нашим внутренним исправлением, а не наставлениями и запугиванием, грозя тебе злой собакой или злым Творцом, раздающим наказания.
Каббала не пугает человека и не обещает вознаграждение в будущем мире. Она не играет на нашем эгоизме – а только исправляет его светом, возвращающим к источнику.
Соединение суда и милосердия в духовном – это сочетание Бины и Малхут – насколько Бина может включиться в Малхут, а Малхут – в Бину, и поддерживать друг друга.
Малхут входит в Бину, мера суда проникает в милосердие и сокращает его. То есть в той мере, насколько Малхут не может соответствовать Бине – она ее сокращает, а в той мере, насколько она может правильно соответствовать Бине – она ее открывает.
И получается: включение Бины в Малхут, когда Бина приносит Малхут меру милосердия. И теперь Малхут входит в Бину с мерой суда и определяет, сколько Бина может позволить ей отдавать, получать и присоединяться.
То есть при соединении меры милосердия с мерой суда, работа идет с двух сторон: высший сокращает себя и пользуется мерой суда, хотя желал бы раскрыть себя и использовать меру милосердия.
Нижний желает достичь меры милосердия, и поэтому вносит в высшего свойство суда и говорит: "Не давай мне! Я тебя закрываю!"
Или он даже говорит: "Ты можешь себя открывать, я все равно от тебя ничего не получу! Я обладаю своим экраном, и согласен открыть тебя, в мере того, насколько могу тебе уподобиться".
Но тут нет никакого запугивания и морали – как раз наоборот – полная свобода в поиске и единственная свобода воли.
Из урока по "Бейт Шаар а-Каванот", 21.10.2010
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.