Притча о царе и его верном рабе
В письме №1 Бааль Сулам приводит в пример притчу, иллюстрирующую личное и общее управление Творца.
Это притча о царе, которому так полюбился его раб, настолько преданный ему, что захотелось царю возвеличить раба и вознести его над всеми министрами, приближенными, ибо признал он в сердце, т.е. ощутил в своем сердце и в сердце раба верную нерушимую любовь.
Это значит, что возник между ними очень сильный сигнал связи, пробежала искра, и царь увидел, что раб бесконечно предан ему. Но он – раб, и не умеет ничего, кроме того, чтобы беспрекословно и беззаветно выполнять желания царя. А как поднять его на высший уровень, сделать его равным себе, своим товарищем?
Что сделал он? Поставил он раба привратником во внешних своих покоях, т.е. стражем, управляющим, и повелел одному министру, изощренному в шутовском искусстве, нарядиться и изобразить бунтовщика против царства, и выступить войной, чтобы захватить царский двор в час, когда войско не готово.
Таким образом царь хотел проверить, на самом ли деле раб верен ему. Может ли он стоять за своего царя не на жизнь, а на смерть, не подкупят ли его царские богатства? Готов ли он поплатиться жизнью за царя?
И подверг он раба первому испытанию, послав войско на захват царских палат, охраняемых рабом. А министру, стоявшему во главе войска, приказал притвориться нападающим.
Министр сделал все по велению царя изощренно, с великой мудростью изображал, что он воюет за царский дом, желает завоевать его, свергнуть царя и занять его трон. А раб-привратник с риском для жизни спасал царя и воевал против того министра с удивительным мужеством и огромной преданностью, так что взору каждого раскрылась его сердечная любовь к царю.
Раб настолько преданно сражался с мнимым врагом, что было ясно, как он всем сердцем предан царю. Так он прошел это испытание. Он пережил большие страхи, преодолел огромные сомнения, его хотели подкупить, убить, но он стоял до конца: или жизнь царя, или моя смерть.
Так раскрылась его сердечная любовь к царю, его полнейшая преданность, которую невозможно даже вообразить. Ведь это была не просто война, а всевозможные предложения, перед которыми трудно устоять.
То есть тебе сулят большие деньги, или собирают на тебя компромат, или берут в заложники твоих детей – в общем все, что угодно. Тут не имеется в виду человек, стоящий против смерти. Здесь нечто запутанное и очень серьезное. И он выстоял против этого.
Иными словами, царь для меня – самое главное. Пишите, говорите – не важно, что вы делаете – совесть моя чиста, я сделал все.
Когда это все проявилось, министр скинул свой наряд, и настало большое веселье, потому что все убедились, что раб действительно предан царю. А раб убедился, что это была иллюзия, а не реальность.
Возникает вопрос: как ему теперь относиться к царю, который подстроил такое испытание? И все для чего? Чтобы царь проверил его? Значит, царь не доверяет ему так, как он доверяет царю? Здесь раб находится в очень сложном состоянии. Как оправдать царя?
Но он безропотно выдержал это, и его преданность царю никоим образом не поколебалась, хотя он совсем не ожидал, что царь сможет так с ним поступить. Как будто до этого не было ясно, что он действительно полностью предан царю.
Задумался царь в душе своей: все-таки этот человек раб, простолюдин, и не обучен ничему, ничего не знает, не понимает, не умеет.
Как же можно вознести его над всеми министрами и работниками царя? Для этого он должен быть дипломатом, политиком, должен понимать, как все содержится, как все устроено. Одной преданностью тут ничего не возьмёшь. Тут должен быть ум, хватка, таким нужно родиться.
Обычно люди рождаются такими через много поколений в аристократической среде – там, где уделяется особое внимание развитию человека. Аристократ не может быть от сохи и плуга. Человек должен получить серьезное воспитание, а для этого необходима особая база у всего поколения.
Почему рождаются аристократами? Потому что у них есть много свободного времени, деньги, система воспитания, возможность ввести человека на совершенно другие уровни восприятия реальности – не духовные, но такие, о которых простолюдин не имеет представления.
У простолюдина нет на это ни времени, ни возможности, ни круга, в котором он мог бы отточить свое отношение к жизни. То есть, как сказал поэт: "Землю попашет, попишет стихи" – это, конечно, не реально.
Поэтому царь задумался: что ему делать со своим преданным слугой? И сказал он другому министру, который нарядился в одежды грабителя и убийцы, вести против него мнимую войну. То есть грабитель, убийца, вор – не явный враг, но ухищрённый. Таким образом царь хочет обучить чему-то раба.
И поставил он раба хранителем царской казны. То есть это уже не жизнь, а эгоистические вещи. А тот министр в этот раз нарядился в одежды злодея и убийцы, и пошел грабить царские сокровища.
Несчастный хранитель, – этот преданный слуга, – воевал с убийцей и злодеем с полной отвагой и преданностью до тех пор, пока не проявилась перед всеми его великая преданность царю, но уже в другом виде. Тогда скинул мнимый злодей, министр свой наряд, и настала большая радость и великое веселье в царских покоях, и еще более чем раньше.
Ведь сейчас уже действительно стало ясно, что этот слуга бесконечно предан во всем. И нет у царя в стране ни одного злодея, а разные злодеи – это лишь шутники. Понятно, что никаких злодеев там не было, а все это было устроено только для того, чтобы проверить человека.
А раб в этих действиях обретает мудрость и любовь относительно царя. И на самом деле это удивительное зрелище - все эти войны в изгнании, хотя все знают [скрытое] внутри них добро.
Так Творец действует с нами. И хотя мы понимаем, что все это исходит от Него, что "нет никого кроме Него", что все это абсолютное благо и любовь, нисходящее на нас, но мы никак не можем избавиться от своей природы, никак не можем поверить в это.
Войны, страхи, соблазнение всевозможными богатствами и прочими наслаждениями крутят нам голову и не оставляют в покое. Но в итоге этих войн и проблем мы получаем большую практику, становимся умными, мудрыми. Мы начинаем понимать, что значит быть "выше себя", т.е. "вера выше знания", и приходим к состоянию, когда становимся достойными, чтобы Творец приблизил нас.
В заключении Бааль Сулам пишет: я привел тебе притчу о том, что "земное царство подобно царству небесному", и хотя практическое управление отдано министрам, тем не менее, все производится по советам царя.
Таким образом, все, что мы в нашем мире якобы получаем от людей, и все, что они делают нам, на самом деле производится по советам царя, по его подписи, потому что Он всем управляет, хотя сам не делает ничего, а только подписывает план, который составляют эти министры.
То есть все дурные силы вокруг нас крутят нами как угодно, но в итоге это утверждается Творцом. А если Он обнаруживает в плане какой-нибудь недостаток, то не исправляет его, а ставит вместо него другого министра, а первый увольняется со своей должности.
И так нас все время ведут вперед, пока те злые силы, которые мы сами оформляем вокруг себя, не приводят нас к исправленному состоянию.
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.
Где можно почитать притчи Бааль Сулама?