Притча о богаче и его сыне
У большого богача был единственный сын юного возраста. Настал день, когда пришлось отцу уехать далеко от дома на много лет. И испугался богач: как бы сын не растранжирил его имущество на плохие цели.
Поразмыслив, он обменял свое имущество на драгоценные камни, жемчужины, золото. Затем построил большой подвал глубоко под землей и спрятал в нем все свои драгоценности, а также поместил туда своего сына.
Призвав своих верных слуг, он повелел им следить, чтобы сын не вышел из подвала, пока не исполнится ему 20 лет. Кроме того, наказал отец ежедневно спускать сыну еду и питье, но ни в коем случае не спускать ему огонь (свет), чтобы не было ему видно, какие неисчислимые богатства спрятаны рядом с ним.
А ради здоровья сына, чтобы сын все время не сидел в подвале, он повелел слугам ежедневно выводить сына из подвала на один час и гулять с ним по улицам города – но под хорошей охраной, чтобы он не сбежал. А когда исполнится сыну 20 лет, ему подадут свет в подвал, где он сидел, раскроют окна и позволят выйти и делать, что захочет.
Притча говорит о нашем состоянии. Великий, мудрый и очень добрый Отец (Творец) специально держит нас в темном подвале, чтобы мы правильно отнеслись к тому, что имеем. И пока не поумнеем, мы не должны видеть богатства, которые находятся рядом с нами.
Но зато у нас есть возможность выходить наружу и, изучая каббалу, смотреть на то, как остальные веселятся и занимаются всякими глупостями. Иногда мы даже завидуем им, как они проводят время. А мы сидим и горюем, почему мы пока еще ничего не получили.
Но время идет, и мы потихоньку накапливаем различные впечатления от того, что же есть в этом мире, чем мы поступились, что мы отдали взамен, чтобы постоянно думать о Высшем мире, Творце, хотя пока ничего в этом не видим. Переваривая все эти состояния, мы ощущаем большие страдания.
Разумеется, горе сына не знало границ. Тем более что, гуляя по городу, он видел, что вся молодежь ест, пьет, веселится на улицах, без стражи и без отмеренного срока, а он сидит в тюрьме, и мгновения света отсчитываются ему по часам.
От того, что его выводят гулять, ему становится только хуже, потому что он видит свое состояние относительно других.
Если же пытается убежать, то его бьют без жалости. Мы видим, что если оставляем каббалу, то нам от этого не лучше, мы грызем себя: "Что мы делаем в этом мире? Зачем? Почему?" Мы недовольны с двух сторон: и тем, и этим.
А еще более сокрушался сын богача, поскольку слышал, что его отец сам навлек на него все несчастья. Ведь это управление идет к нам от Творца. Так зачем же Добрый, Абсолют так поступает с нами?!
А слуги лишь выполняют указания Творца. То есть весь наш мир и всё, что существует в нем, и все люди, окружающие нас, выполняют указания Творца. Само собой, сын думает, что его отец – самый жестокий изверг из всех, какие только были, – ведь это просто неслыханно так наказывать своего единственного сына.
Это он начинает осознавать в своем состоянии. И это похоже на нас. Будучи еще не в силах оправдать Творца, мы видим, насколько нам плохо. Год, два, пять лет и более мы сидим, пытаемся заниматься, что-то понять, перебираем в себе все знания, и все равно ничего не понимаем, не осознаём, находимся во все большей тьме.
Но в день, когда исполнилось сыну 20 лет, слуги, согласно велению отца, спустили ему свет вниз, в подвал. И молодой человек начал осматриваться по сторонам. Что же он видит? Мешки, полные золота и царских богатств. Весь мир перед ним! Он может делать все, что хочет, использовать абсолютно все! Все понимает, знает, все находится в его руках: вечность, бесконечность, совершенство – все!
Лишь тогда он понял, что отец его поистине милосерден и заботился не о себе, а о нем, о его благе. Сын сразу понял, что слуги, конечно же, позволят ему свободно выйти из подвала. Так он и сделал: вышел из подвала и обнаружил, что уже нет охраны, нет жестоких слуг, а он богаче всех богачей земли.
Что же произошло? В принципе, пишет Бааль Сулам, ничего нового. Молодой человек наконец осознал, где он находится, и кто он такой. Ничего другого. Просто выясняется, что изначально все дни своей жизни он был большим богачом. Правда, в собственных ощущениях он был всю жизнь беден, убог, повержен на самое дно. Он завидовал остальным молодым людям, которые гуляют на просторе, сидят по вечерам в кафе, встречаются, а он, несчастный, прозябает в пустом, холодном подвале.
Но все это было в его собственных ощущениях. Он чувствовал, что был всю жизнь беден, убог, повержен на самое дно, но теперь, в одно мгновение колоссально разбогател. Будто бы разбогател, ведь он и раньше был богатым. Это так же, как вдруг человек получает из банка извещение, что ему оставлено наследство, которое лежит на его счету. Только это наследство было завещано ему еще 10 лет назад, а сейчас банк опомнился и известил его об этом. Такое бывает.
Однажды так случилось и со мной. Когда-то я жил в Реховоте – небольшом городке в 30 километрах отсюда. Там у меня был счет в банке. Я, конечно, забыл он нем. А банки, естественно, не любят напоминать об этом своим клиентам. Если ты им должен – другое дело, но если они тебе должны, то деньги лежат. Они же их не воруют, просто сообщать не обязательно.
Случайно моя знакомая обнаружила этот счет. Она пошла в банк по своим делам и заодно поинтересовалась: "А что там у Лайтмана?" Служащая в банке ответила, что на моем счету есть 90 000 шекелей. Это было давно, и тогда это были серьезные деньги.
Так что, я понимаю этого юношу, который вдруг обнаружил, что, оказывается, он действительно богат и знатен, все понимает и знает, и может всем управлять. Он стал вечным, совершенным, бесконечным, безграничным. На самом деле, как пишет Бааль Сулам, не произошло ничего нового, ведь это случилось только относительно самого парня.
Представьте, что все вы сидите в темном подвале! Вам оттуда не выбраться! Вы должны отсидеть свое время, и тогда вам спустят фонарик. И вы увидите, что вам даже не нужно уходить из подвала, рядом с вами есть всё! Теперь вы сможете этим правильно воспользоваться, и тогда уже ничего не надо от вас скрывать.
Кто может понять эту притчу? Человек, который понимает, что "злоумышления" – это и есть тот глубокий подвал с надежной охраной, откуда не убежать.
Дело обстоит просто, подвал и надежная охрана – все эти "обретения", милосердие отца к сыну, без которого тот никогда бы не стал богатым, как отец, не стал бы умным, мудрым. Поэтому необходимо запереть сына и таким образом воспитывать его, чтобы подготовить в нем другие ощущения.
Однако "злоумышления" – это "по-настоящему умышленные злодейства", а не "оплошности" и не "вынужденные поступки". Прежде чем сын вернулся к своему богатству, над его восприятием господствовало ощущение в полном виде, в полном смысле. Зато после того, как возвратился к своему богатству, он видит, что все это было милосердием отца, а вовсе не жестокостью.
И необходимо понять, что любовь, связующая отца с его единственным сыном, зависит от осознания милосердия отца к сыну, проявлением чего стал подвал, мрак, надежная охрана – все эти ограничения, ибо сейчас большую заботу и глубокую мудрость видит сын в этой милости отца, – не в ограничении, а в милости, поскольку он вырос и может это оценить.
Из урока на русском языке, 31.03.2019
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.