Три вида желаний внутри человека
Вопрос: В рассказах Торы есть очень много персонажей, каждый из которых олицетворяет внутренние желания человека. Базисное состояние в каббале – это выход из Египта, т.е. из своего эгоизма. Кто такие "египтяне" внутри нас?
Ответ: "Египтяне" – это наши всевозможные эгоистические свойства. Они могут быть мелкими или крупными, в зависимости от этих персонажей.
В статьях Рабаша написано, что "египтяне" – это такие желания внутри меня, которые говорят: "Делай действия, а намерение не имеет значения. Это не для тебя, ты еще не дорос". То есть мои эгоистические свойства успокаивают меня и оттаскивают от намерений: намерения – не главное, главное – действия.
Реплика: Даже в первоисточниках можно найти какую-то поддержку действиям без намерения.
Ответ: Смотря как мы видим первоисточники. Ведь на самом деле Тора говорит о намерениях.
Реплика: Но вы тоже часто говорите: если у тебя нет сил – главное, иди что-то делай, а намерение придет потом.
Ответ: Да, но ты делаешь это ради того, чтобы у тебя появились правильные намерения.
Реплика: Еще внутри нас есть желания, которые называются "светские". Они практически нейтральны. В них нет не только намерения, но даже сил делать действия по объединению.
Ответ: Такие состояния бывают и у человека, который уже движется к цели. А у остальных людей нет ни действия, ни намерения. Они просто находятся в своем элементарном эгоизме.
Допустим, тебе надо идти на урок. Но нет сил идти, что-то делать в группе, не говоря уже о намерении. Это называется светскими желаниями. Человек поступает, как маленькое животное, руководствуясь только своими природными движениями, побуждениями.
А желания "египтяне" – это уже идеология: главное – четко выполнять то, что прописано, а намерение при этом совершенно не важно. Это называется "мицвот анашим мелумадам" – меня так учили, и я выполняю. То есть я своими действиями как будто могу раскрыть Творца, не изменяя свою природу, не изменяя свое намерение.
Я как машина, которая должна выполнять механические действия. А к ним я еще должен произносить всевозможные фразы, якобы заменяющие намерение: благословения и так далее.
Кроме того, в человеке есть вид желаний, который называется "эрев рав" - "большой сброд". Это люди, организованные в группы, которые выполняют действия с намерением "ради себя".
Вопрос: В отличие от египтян у них есть намерение?
Ответ: Нет, египтяне – это следующий уровень эгоизма: "Я все выполняю ради того, чтобы достичь вознаграждения и в этом мире, и в будущем мире".
А об "эрев рав" сказано, что они боятся Творца, но работают на фараона, ведь все их действия – ради себя.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 22.04.2019
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.