Стыд разрушающий и стыд созидающий
Реплика: Американские ученые о стыде и чувстве вины пишут так: "Оба эти чувства напрямую связаны с общественными нормами. Нормы меняются, меняется и стыд, и чувство вины. То, что раньше было постыдным, сегодня таким не считается. Стыд – это результат несоответствия идеалу".
Они делают такой вывод: "Одной из самых разрушительных форм стыда является постоянное самоосуждение".
Ответ: Это верно. А почему человек ощущает стыд? Как результат самоосуждения.
Вопрос: А что он осуждает в себе?
Ответ: Все, что угодно. Вот от этого и возникает чувство стыда: "Почему я такой? Что со мной?" И так далее.
Вопрос: Это чувство хорошее, или оно плохое, и его надо истреблять?
Ответ: Оно должно быть очень правильно целенаправленно. И тогда не будет никакого чувства стыда, а будет серьезная работа над собой.
Вопрос: Чувство стыда должно быть или его не должно быть?
Ответ: Чувство стыда за то, что ты не успел исправить себя в нечто более правильное, доброе и так далее.
Вопрос: То есть я на самом деле должен видеть напротив себя что-то доброе, для того чтобы испытать стыд?
Я вокруг себя ничего уж слишком доброго не вижу. Должен быть идеал напротив меня. Сегодня идеалов нет… Я говорю об обычном человеке…
Ответ: Нет, говорится не о том, чтобы ты видел перед собой идеал в ком-то. А в том, что ты бы видел себя немножечко лучше, чуточку лучше, чем ты сам в настоящий момент.
Вопрос: Откуда точка стыда начинается, с какого момента? Я должен увидеть что-то хорошее и почувствовать, что я не такой.
Ответ: Точка стыда начинается с момента, когда ты изучаешь себя и понимаешь, что ты должен быть немножко лучше. Сравнивая вот этот образ – более лучший, чем ты сам, на разнице между ними и возникает стыд.
Вопрос: Где мне взять этот образ?
Ответ: Это только если мы будем изучать науку каббала. Она будет нам рассказывать, что значит быть праведником и, исходя из этого, мы будем видеть, насколько мы не доросли до этого уровня, и нам будет стыдно.
Вопрос: А что такое праведник с точки зрения каббалы?
Ответ: Праведник – который оправдывает действие Творца над ним. Во всем. И тогда, понимая, что я не такой, я испытываю стыд.
Вопрос: Тогда есть два стыда. Стыд, который испытывает обычный человек в нашей жизни – это стыд?
Ответ: Это другое дело. Это стыд за то, что меня поймали, когда я воровал, и так далее.
Вопрос: Вы бы это назвали стыдом – то, что меня поймали?
Ответ: Конечно. Есть много людей, которые так краснеют. А если не поймали, то гордятся.
Вопрос: Но не об этом стыде вы говорите все время?
Ответ: Нет. Я говорю только о стыде, который возникает у человека, ощущающего себя на уровень меньше, чем должен был бы быть. То есть на уровень меньше, чем праведник. И он должен как бы все время приближаться к этому состоянию праведника.
Вопрос: Стыд в нашем мире, обычный стыд, когда человек краснеет, что его поймали, когда он воровал, именно этот стыд ведет к тому стыду или он не является ступенью к тому стыду? Или специально нам дается все-таки в этом мире?
Ответ: Это взаимосвязано, но очень непросто.
Будем пытаться делать то, что нам раскрывается.
Вопрос: А когда родитель говорит ребенку: "Тебе должно быть стыдно за то, что ты сделал", – из чего он исходит?
Ответ: Он должен исходить из того, что ребенок правильно поймет между желаемым и тем, что есть на самом деле.
И когда ребенок понимает эту разницу, ему стыдно, что он не находится в лучшем состоянии, в котором он мог бы быть, тогда в нем возникает это чувство, которое можно назвать "стыд".
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 18.08.2022
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.