В рай попадают через ад
Реплика: Самурай пришел к мудрецу и спросил его, есть ли на самом деле ад и рай.
– Кто ты? – спросил мудрец.
– Самурай, – ответил воин.
– Ты врешь, – сказал мудрец, – у тебя лицо нищего.
Самурай выхватил меч. Мудрец сказал:
– Вот так открываются двери ада.
Самурай понял и, поклонившись, спрятал меч.
– А так открываются двери рая, – сказал мудрец.
Вопрос мой такой: можно ли на любое оскорбление не вытаскивать меч? То есть не проходить ад перед раем?
Ответ: Очень трудно. Я думаю, что практически невозможно.
Реплика: То есть вся дорога в рай вымощена через ад, который ты проходишь. Это серьезно.
Ответ: А что же ты сделаешь? Такими мы созданы. Это и есть наш несравненный эгоизм.
Вопрос: В принципе, он никому не прощает, он должен тут же ответить?
Ответ: Да. Первая мысль – это выхватить меч, потому что такие мы, никуда не денешься от этого.
Мы никак не можем перевернуть себя, чтобы нами руководило добро. Потому что "Я создал зло". Это как бы слова Творца. "И создал Тору для его исправления". Но вначале это зло.
Вопрос: Почему зло было создано вначале?
Ответ: Чтобы человек смог осознать свою природу от края до края. От зла до добра. Полностью, оба проявления и потом склониться к добру. Тогда действительно им будет руководить добро над злом. Но одно без другого не может быть.
Вопрос: То есть так или иначе в рай мы проходим через ад?
Ответ: Конечно.
Вопрос: А в чем тогда мудрость человека? Мы говорим: "Человек – мудрец".
Ответ: Заранее видеть, не проходя ад на каждом шагу, что тебе надо поступать по-другому. Но это дается очень большими испытаниями и опытом.
Вопрос: То есть опыт постоянного ада приводит к тому, что человек мудреет?
Ответ: Конечно. Как тот японский мудрец.
Реплика: Вы часто говорите такую фразу, что человек может смириться. Вы даже использовали слово "покорность", "отмена", "отмена себя".
Ответ: Это всё очень сложные состояния, которые надо все-таки пройти через ад. Я не верю в то, что человек может преодолеть себя заранее, не имея большого опыта. Это невозможно.
Вопрос: Вы сейчас говорите об том, чтобы подняться над своим эгоизмом. Что такое подняться над эгоизмом?
Ответ: То есть чувствовать эгоизм во всех его возможных проявлениях в жизни, даже в природе, и все время возвышаться над ним. Склонять голову, то есть уменьшать свой эгоизм. Уменьшать, принижать, подавлять.
Реплика: А скажите, если постоянно делать упражнение, подавляя свой эгоизм, отменяя себя, это поможет?
Ответ: Я не думаю, что это упражнение вообще возможно. Это философия. А возможно, только если это постепенно-постепенно тренировать в подходящем обществе. То есть должно быть такое окружение, когда все хотят этого. Не могут выполнять, но хотят.
Вопрос: У них есть ощущение, что они не могут выполнять?
Ответ: Конечно. Осознание зла должно быть. И тогда они все вместе, друг перед другом, совместно могут, помогая друг другу, выкарабкиваться из этой зловонной ямы.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, это вообще на ком лежит – выкарабкаться оттуда? На нас?
Ответ: На нас! Просить, умолять, думать, говорить, показывать примеры друг другу и таким образом действовать. И каждый, у кого эгоизм больше, он, конечно, становится затем выше. В общем, это работа.
Вопрос: Если эта работа делается в обществе тех, которые хотят выйти из эгоизма, это помогает другим?
Ответ: Это помогает другим даже не просто примером. Даже неважно, они это видят или не видят. Потому что это сила природы, и она таким образом добавляется в общее уравнение природы и перевешивает вначале эгоизм, а затем альтруизм.
Вопрос: В принципе, вы говорите, что если эта группа сумеет приподняться, то она начнет поднимать за собой всех?
Ответ: Да. Надо действовать.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 29.05.2023
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.