По тропе великих каббалистов
Вопрос: Когда перед чтением книги Зоар Вы говорите нам о намерении, в котором мы должны пребывать, Вы никогда не говорите ни на языке Зоара, ни на языке сфирот. Вы всегда говорите об ощущениях. Но текст, написанный рабби Аба в такой скрытой форме, не помогает нам пребывать в ощущениях…
Ответ: С одной стороны, это верно. С другой стороны, когда мы изучаем, как Малхут поднимается в Бину, спускается из нее, АХАП поднимается, опускается вниз, души поднимаются вверх, - в этом тоже есть ощущения, хотя речь идет о свойствах на ступенях. В нас уже возникает некий чувственный отклик на эти слова - подъем Малхут в Бину, сокращение, малое состояние (катнут), большое состояние (гадлут), вскармливание, зарождение. И несмотря на то, что речь идет о сфирот, ты все же присоединяешь к этому некие ощущения, хотя еще не находишься в этих свойствах.
Пока мы не переходим махсом, все эти ощущения в любом случае не истинные. Ничего не поделаешь.
Но стили описания духовного очень различаются. Посмотрите, как писал Рамхаль, и как АГРА – насколько отличается их форма изложения. Или Бааль Сулам – и Рамбам. РАШИ, автор комментариев на все книги Танаха, простого толкования, был величайшим каббалистом. Но посмотрите, в какой форме он выразил себя – обычным житейским языком, ясным и понятным каждому. Как он скрыл себя!
Ты спрашиваешь, почему рабби Аба написал Зоар в такой скрытой форме? Он не скрывал. Написано, что рабби Аба умел раскрывать в тайне. Это раскрытие в скрытии (мегилат эстэр). Это не значит, что он писал, как сказано: рабби Шимон говорил о том, что постигает, рабби Йоси и другие ученики слушали и обсуждали раскрываемое им, а рабби Аба слушал их всех и записывал. Нет. Дело не в письменной записи рукой.
Речь идет о том, насколько каждый из них облачил на себя их общее раскрытие, которое они совершили в группе, сколько каждый добавил своих выяснений, ведь каждый раскрывал общее постижение в ином, своем собственном свойстве, - и как в итоге они сформировали нам лестницу ступеней, по которой мы шагаем и продвигаемся. Именно это сделали авторы Зоар.
Есть мир Бесконечности. А мы должны начать с нашей точки разбиения, из центра сферы, из тьмы. Где же все эти ступени, которые мы должны пройти? Верно, что сверху вниз произошло нисхождение света, создание миров, лестницы ступеней – все это сделал Творец..
Но авторы Зоар осуществили этот процесс снизу вверх - и это называется, что они написали Зоар, как сказано: "Напиши на скрижалях своего сердца". Поэтому они относятся еще как бы к ступени праотцев, протянувшейся от Адама и до Авраама. Все они словно проложили для тебя тропу в чаще леса - прошли перед тобой, расчистили тебе путь, расставили указатели, вырубили ступеньки на крутых подъемах, оставили тебе средства, облегчающие путь. В сущности, это и сделали авторы Зоар.
Тогда ты идешь вслед за ними – и вдруг к тебе приходит мысль от рабби Йоси, от рабби Хия или от рабби Аба… Ты чувствуешь, что они шли перед тобой и что они делали в каждом месте. Это называется - написать книгу.
Из урока по Книге Зоар, 12.02.2012
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.