Не лови змея за голову
Рабаш, письмо 66: Если человек занимается Торой не ради небес, у него как будто нет Творца. Ведь если бы он действительно ощущал Творца, то занимался бы ради небес. А потому человек должен прилагать силы и преодолевать собственные свойства, обращая их на благо ближнего.
Попав в беду, человек ищет, как избавиться от нее. Беды бывают разные: материальные и духовные, но так или иначе, человек испытывает страдания. Однако если при этом он начинает заниматься Торой, и даже наукой каббала, то подвергается очень большой опасности. Ведь Тора может быть "эликсиром жизни" или "смертельным ядом". Средство это открывает нам змей, который в итоге либо съест человека, либо поможет ему, прогнав от себя и покорившись.
Бааль Сулам пишет о том, что змея можно поймать за голову или за хвост. И потому, когда мы учимся, перед нами есть несколько опасностей. Прежде всего, можно ограничиться сухим, техническим изучением текстов, чтобы расставить по местам все детали духовных миров, которые описывают каббалисты. Тяга к этому очень сильна – ведь тогда, читая книги, ты как будто бы понимаешь и чувствуешь их, разбираешься в материале, имеешь на руках "карту" и список определений. Это ложное чувство владения ситуацией представляет первую опасность. Некоторых удовлетворяет даже сам факт такой учебы, пускай без всякого понимания.
Далее, если мы учимся с целью исправления, здесь нас тоже подстерегают немалые опасности. Может быть, я хочу обрести силу отдачи, чтобы занять тепленькое местечко поближе к Творцу? Есть и другие варианты. В любом случае, неверное взятое направление отклоняет человека в сторону. Если сойти с оси "Исраэль–Тора–Творец", то с каждым шагом мы отдаляемся от пути к цели.
И потому здесь так важен принцип: "конец действия заложен в изначальном замысле". Весь мир я ощущаю как себя и весь его веду к слиянию с Творцом. Наша работа не может быть совершенной, если мы не хотим вобрать в себя все части человечества, всю действительность. Лишь тогда можно достичь истинного свойства отдачи – по-настоящему альтруистического намерения, а не различных его заменителей.
Ведь напротив десяти элементов святости есть десять элементов скверны, и различие между ними очень велико. В каждой форме отдачи и в каждой форме получения заложена своя методика, своя философия – целый мир кроется в каждом свойстве святости и в противостоящем ему свойстве нечистоты. Там берут начало все верования и религии, весь сумбур, все оправдания, которые человек находит себе в жизни…
Таким образом, мы должны понимать, что любовь к ближнему должна базироваться на принципе единства Исраэля, Торы и Творца. Нет "ближнего" в отдельности – всё едино, всё включено в Высшую силу. И потому мы должны уделять внимание всему, включая распространение и необходимость дотянуться до самых далеких частей человечества. Иначе, если проводить селекцию, общий сосуд не будет целостным, и нам недостанет намерения ради отдачи…
Из урока по письму Рабаша, 16.04.2012
Пациент мертв, но чувствует себя хорошо!
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.