Этапы становления разума. От ощущения к пониманию
Все происходит внутри желания насладиться - единственного творения. А оно находится во власти света, который воспитывает и учит его посредством всего происходящего с этим желанием. Этот процесс начинается с 4-й стадии прямого света, из которой мы видим, что кроме того, чтобы наполнить созданное им творение, свет приводит его к ощущению своего создателя. В итоге, творение (бхина далет) начинает ощущать, что кто-то создал его и теперь наполняет - то есть существует что-то еще, кроме него самого и наполнения.
Мы в своей жизни этого не чувствуем, ощущая себя так, как в 1-й стадии (бхина алеф) - в самом начале творения: есть у меня жизнь, и я живу. Но мы не чувствуем, что получаем эту жизнь от кого-то, и поэтому не развиваемся выше самого первого, неживого уровня.
Растительная ступень уже ощущает, что ее жизнь определяется чьим-то желанием, какой-то программой, ведущей к конкретной цели. То есть она чувствует, что существует: причина->процесс->цель. Так в ней развиваются два отношения: к своему состоянию и тому, кто дает это состояние.
Творение может чувствовать себя хорошо или плохо и одновременно ощущать, что это добро и зло приходит от кого-то. Соответственно, у него развивается отношение к этому кому-то. Инстинктивно, оно любит того, кто доставляет ему удовольствие, и не любит того, кто заставляет его страдать.
Но за счет прохождения множества состояний, творение начинает, кроме чувственных переживаний, понемногу приобретать разум. Разум рождается благодаря анализу процесса, связи причин и следствий, их сопоставления. Оно словно начинает собирать мозаику или лего из разных кусочков-состояний, сравнивая и соединяя между собой всевозможные причины и следствия.
После того, как оно переживает множество приятных и неприятных состояний и замечает, что они связаны между собой, то понимает, что нельзя судить лишь на основе своей первой эмоциональной реакции, ведь в воздействии на него есть некая программа. Есть определенная формула, связывающая причину и следствие. И поэтому, возможны какие-то неприятные состояния, но они полезны, и в итоге приводят к лучшим ощущениям.
Так в нас начинает развиваться мышление, появляется мыслительный процесс. Рядом с чувствами начинает формироваться механизм разума, позволяющий получить независимое от ощущения отношение к проходимому нами процессу. То есть мы уже можем отделить себя от своих эмоций, проверить умом свои чувства, и отнестись к ним объективно, как бы со стороны, начиная таким образом анализировать свои состояния.
Благодаря этому, в творении появляется свойство Бины - "понимание" (авана), отделенное от 1-й стадии - чистого ощущения. Человек начинает с помощью разума подниматься над своими чувствами, заранее видя новое, зарождающееся состояние.
Из урока по статье из книги "Шамати", 12.06.2012
Этапы становления разума. Пробуждение жизни в камне
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.