Что-то ничего не хочется

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Дарование Торы", п.8: Один богач привел к себе человека с рынка. Он кормил и поил его, он каждый день дарил ему золото, серебро и драгоценности, раз за разом преумножая свои дары. Наконец, спросил богач: "Скажи мне, исполнились ли уже все твои желания?"

И ответил ему бедняк: "Пока еще не исполнились все мои желания. Ведь как было бы здорово, если бы всё это имущество и все драгоценности я заработал своим трудом, подобно тебе, вместо того чтобы получать милостыню из твоих рук". И сказал ему богач: "Если так, то не сотворен еще человек, способный удовлетворить твои желания".

Невозможно очиститься от чувства стыда какими бы то ни было внешними действиями. Единственный способ – получение ради отдачи.

Вопрос: А разве состояние хафэц хэсэд ("желающий милосердия") не нейтрализует стыд? Ведь чего мне стыдиться, если я желаю только отдачи?

Ответ: Допустим, ты принес мне подарок, а я говорю:

– Знаешь, он мне совсем не нужен. Я такого не люблю. Да и вообще, зачем эти хлопоты, если мне ничего не надо? Оставь меня со своими подарками.

– Но я так старался, так долго искал, так хотел сделать тебе приятное и выразить свою любовь

– Да не нужно мне ничего. Незачем было приходить.

Либо я выставляю человека с порога, ненавижу его, либо между нами нет никакой связи и, с моей стороны, нет никакого позыва к исправлению. А значит, это вовсе не состояние хафэц хэсэд. 

В действительности речь идет о моем желании, а не о знаках любви, выказываемых мне окружающими. Находясь в состоянии хафэц хэсэд, т.е. желая лишь отдачи, я готов получить от вас весь мир. Несите мне его, у меня есть необходимые сосуды. Я приму всё с радостью и любовью, с бесконечным наслаждением – и при этом останусь "желающим милосердия".

Тут всё дело именно в моих желаниях, а не в проявлениях моей связи с другими. Мне не нужен твой подарок для себя лично, либо я очень хочу его, но приподнимаюсь и принимаю его не из-за этого. Я восхожу на уровень хафэц хэсэд и еще выше – и получаю его в сосудах отдачи, чтобы в ответ доставить тебе удовольствие.

Мы постоянно пребываем в получающем желании, мы наслаждаемся или страдаем. И потому состояние хафэц хэсэд – это не бездушная стена, отвергающая любое получение. Оно представляет собой ступень исправления моих желаний и вовсе не воспрещает мне получать что бы то ни было.

Вопрос: Но ведь я всего себя отдаю и посвящаю цели творения…

Ответ: Да, в этом состоянии тебе ничего не нужно, и все-таки ты получаешь подарок, продолжая желать лишь милосердия. Состояние остается – и помимо того, ты работаешь с дополнительными желаниями, постоянно добавляя новые формы.

Такова духовная работа – многогранная и многослойная…

Из урока по статье "Дарование Торы", 24.10.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Желающий только милости"

О пользе духовного стыда

Патент бесконечного наслаждения

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.