Вопрос: Рассматривается ли в Каббале Бог как личность? Если да, то как Его зовут и какую роль Он занимает в жизни каббалистов? Есть ли духовная практика, позволяющая человеку приблизиться к Богу?
Ответ: Бога – нет! В смысле личности, существующей вне человека, как субъект. Есть Творец всего – но это сила отдачи и любви, свойство "добр, творящий добро", не кто-то добрый, а само свойство доброта и есть Он.
Как зовут Бога? – Никак! Если его нет как личности. Человек, постигающий в себе свойство доброты, любви, отдачи, называет это ощущение различными именами. Можно чувственными словами, а можно более конкретно – ведь можно определить силу, вектор, величину, которая подействовала на мое желание насладиться и вызвала в нем такое ощущение. Формула определения такого состояния в человеке называется "АВАЯ, массах и ор хозэр" – вместе они дают название (имя) ощущающейся в душе свойству отдачи и любви.
А как просто приблизиться к Творцу - вот хасидская притча (когда еще хасиды были каббалистами):
Как-то рабби Леви Ицхак устроил трапезу в пасхальную ночь столь благочестиво, что каждое изречение излучали святость скрытого смысла. Наутро он сидел в своей комнате радостный и гордый, но вдруг услышал голос: "Милее Мне праздник Хаима-водовоза".
Рабби позвал домочадцев и учеников и спросил о водовозе Хаиме, но никто его не знал. Тогда праведник велел нескольким ученикам пойти и отыскать его. Долго бродили они, покуда на окраине города, в бедном квартале, им не показали дом водовоза Хаима. Ученики постучали в дверь. Вышла женщина и спросила, что нужно. Ученики сказали. Женщина сильно удивилась и произнесла: "Да, Хаим-водовоз - мой муж. Но пойти он с вами не сможет, потому что вчера много выпил и теперь отсыпается. Так что если вы его и разбудите, то ничего не получится - он на ногах не стоит".
Ученики сказали в ответ: "Нам велел рабби". Они вошли в комнату и стали трясти спящего. Но тот лишь посмотрел на них мутными глазами, ничего не понял и хотел снова уснуть. Тогда его стащили с кровати, поставили на ноги и чуть не на плечах приволокли к рабби. Леви Ицхак велел усадить его на кресло рядом с собой. Когда водовоз сел притихший и смущенный, рабби наклонился к нему и спросил: "Хаим, дорогой мой, каково было твоё намерение, когда ты собирал квасное?"
Водовоз посмотрел на рабби одурелыми глазами, покачал головой и произнес: "Рабби, я поискал по всем углам и собрал крошки квасного в горсть".
Удивленный цадик снова спросил его: "А о чем ты думал, когда сжигал квасное?"
Водовоз подумал немного, потом, вспомнив, опечалился и смущенно сказал: "Рабби, я забыл сжечь квасное. Оно до сих пор (т.е. в Песах!) лежит под моей кровлей".
Рабби Леви Ицхак, услышав это, засомневался, но снова спросил: "Скажи мне, Хаим, а как ты устроил Седер?"
Что-то промелькнуло в глазах водовоза, и он произнес со смирением:
"Рабби, я скажу всю правду. Я слышал, что нельзя пить водку все восемь дней праздника. Поэтому вчера утром я выпил столько, чтобы хватило на все восемь дней, после чего опьянел и заснул. К вечеру меня разбудила жена и сказала: "Что ты не устраиваешь праздник, как все евреи?" Я ответил: "Чего ты от меня хочешь? Человек я темный, как и мой отец, и не знаю, что следует делать, а чего делать нельзя. Я знаю только, что отцы и матери наши были в плену в Египте, и что есть у нас Бог, который их и освободил. Теперь, смотри, мы опять в плену, но я знаю и говорю тебе, что Бог нас снова освободит".
И тут я увидел перед собой стол, покрытый скатертью, а на столе - блюдо с мацой, яйцами и бутылка красного вина. Я ел мацу, яйца и пил вино и жену позвал есть и пить. Потом охватила меня радость, я поднял чашу к Небесам и произнес: "Смотри, Боже, я пью эту чашу за Тебя! А Ты сойди к нам и освободи нас из плена!" Так мы сидели, ели и пили и веселились перед Богом. А потом я изнемог, лег и уснул".
Притчи и примеры из каббалистических источников