Семинар - ядро интегральной методики
Вопрос: Методика интегрального образования и воспитания уже шагает по миру. У нас есть центры, где множество людей занимается по этой методике, есть первые результаты и, тем не менее, мы приходим к выводу, что все-таки по-разному видим эту работу. Насколько важно точно придерживаться интегральной методики или в ней есть место творчеству?
Ответ: В принципе, методика интегрального воспитания сводится к работе в группе – это центр всей методики. А все остальное начинает потом собираться и образовываться вокруг нее. Но ядро интегральной методики – это групповой семинар.
Самое главное условие семинара – соблюдение правил, которые должны неукоснительно выполняться его участниками. Надо постоянно напоминать им об этом, готовить их к этому. Поэтому нужны предварительные семинары с целью ознакомления и обсуждения элементов самого семинара.
Человек должен отменять себя перед присутствующими, ставить себя ниже других, ведь только если они выше него, он может получить от них их знания и ощущения. Задача семинара – чтобы каждый вошел в контакт с остальными. А контакт возможен, если я получаю от других, а они получают от меня. Поэтому каждый должен принизить себя перед другими, поскольку только маленький может учиться от больших.
С другой стороны, взаимодействуя с остальными во время обсуждений, я выражаю свою точку зрения, но такую, которая объединялась бы с точкой зрения остальных. То есть люди, принимающие участие в семинаре, собираются не для того, чтобы подискутировать. Это не дискуссия.
Наоборот, это нахождение общего знаменателя между участниками, при котором каждый хочет отдать все, что может, для объединения всей группы в единое целое, как будто мы хотим создать некий единый образ человека с общим сердцем и общим разумом.
Ведь из чего мы, в принципе, состоим? Кроме животного тела у нас есть сердце и разум: чувства и мысли. Этим человек и отличается от приматов. И каждый из нас должен понять, как нужно действовать, чтобы создать этот общий объем, общий образ. Поэтому я постоянно подбадриваю, постоянно добавляю к тому, что говорят остальные, чтобы создать одно единое целое.
Это значит, во-первых, – принижать себя перед другими во время обсуждений и, в то же время, поднимать себя на уровень, когда я сам могу что-то добавить, для того чтобы наполнить их. Так создается двухсторонний контакт между получением и отдачей, двухсторонняя связь между всеми, кто находится за круглым столом.
Для обсуждения можно выбрать любую тему, касающуюся коммуникации между людьми, которая помогла бы им ощутить возможность совместного решения начинающей вырисовываться проблемы. Задавая и обсуждая вопросы, я, естественно, впитываю от других, и начинаю через них лучше слышать и понимать не только их, но и себя. В итоге получается, что каждый из нас обогащается за счет остальных. Но дело даже не в этом, а в том, чтобы из всех своих ощущений и мыслей мы собрали общий образ – образ группы. К этому мы должны идти.
Если наши товарищи или любые специалисты используют эту, в общем-то, простую методику, то я думаю, что между ними не будет больших разночтений. Их задача только придерживаться методики и постоянно напоминать, подталкивать и корректировать правильную взаимосвязь между людьми.
Из беседы об интегральном воспитании, 02.04.2013
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.