Молодым везде у нас дорога
Вопрос: В нашей организации есть экспериментальная группа ребят от 14 до 17 лет, которые учатся в старших классах школы и одновременно в открытом университете, причем по той же программе, что и все остальные студенты. Для чего нужна такая форма обучения? Какова ее цель?
Ответ: Я считаю, что система образования нуждается в серьезных коррекциях, потому что меняется сам человек. Невозможно сравнить современного ребенка с тем, какими были дети 10, 50 или 100 лет назад. Ведь сегодня у десятилетних детей такие проблемы, запросы и внутренние движения, которых раньше не было и у 20-летних.
То есть возраст сдвигается, а система образования остается косной, в какой-то степени армейской. Поэтому нам надо ее пересмотреть.
Конечно, мы не идем в разрез с законами государства и не призываем к этому, но если в их рамках можно как-то корректировать ребенка, то это следует делать. Сегодня пятилетние дети с легкостью манипулируют такими игрушками, которыми раньше не занимались даже 15-летние.
Современный подросток в 14 лет – уже не ребенок: он внутренне развит, понимает мир, полон информации обо всем, что происходит, – он пропитан ею. Это всевозможные фильмы: секс, ковбои, техника, музыка – все, что хочешь. У него есть связь со всем миром: возможно, он уже побывал за границей, и уж точно объехал свою страну. Поэтому молодежь находится в таком состоянии, когда готова воспринять другой метод обучения.
Если подростки настолько развиты, почему же они не могут учиться в открытом университете? Они привыкают самостоятельно работать с материалом, быть ответственными за себя – это готовит их к жизни. К тому времени, когда они в 18 лет оканчивают университет и получают первую степень, – это уже относительно взрослые люди. Они умеют работать с учебным материалом, понимают, что такое высшая школа, четко знают, в каких источниках можно найти то, что им нужно выучить. В них вырабатывается совсем другое отношение к образованию.
Кроме того, параллельно с образованием мы проводим также воспитательный процесс. Мы призываем ребят вместе учиться в группе, вместе готовиться к экзаменам, вместе сдавать их, помогать друг другу, обсуждать все, что они изучают, принимать совместные решения. Им это намного проще.
Известно, что есть такой феномен как "мудрость толпы", "мудрость масс", когда каждый добавляет немного, и в итоге получается не только интегральная общность, а гораздо выше. Ведь люди желают объединиться, работают против своего эгоизма и поэтому словно приподнимаются на еще больший уровень. Их выводы становятся еще более точными, более близкими к истине.
Все это мы используем для обучения подростков и видим положительный результат. Конечно, им необходим воспитатель, ведь, в сущности, они еще дети. Поэтому, если рядом с ними есть ответственный организатор, то тогда этот процесс протекает удачно, и выходит, что оканчивая обычную школу, параллельно с аттестатом зрелости ребята получают диплом о высшем образовании.
Из беседы об интегральном воспитании, 04.04.2013
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.