От депрессии к творчеству
Вопрос: Допустим, родители организовали клуб для своих детей-подростков, где те устраивают обсуждения. Но в этой группе один или двое подростков – проблемные дети, находящиеся в сильной депрессии, которая может заразить остальных. Как быть?
Ответ: Если общение подростков происходит на природе, то их надо немного расслабить задушевными песнями у костра, чтобы они не замыкались в себе, и начинать разговор издалека.
Отчего человеку может быть в жизни хорошо, отчего – плохо? Наша природа устремляется только к хорошему. Если же мы замыкаемся, грызем себя, занимаемся самоедством, разве мы наслаждаемся? Тогда почему мы не убегаем от этого?
Что за сила существует во мне, постоянно ввергающая меня в состояние отчаяния, темноты, пустоты? Может быть, это то, с чем я должен как-то бороться? И если я буду бороться, то открою в себе такие противодействующие силы, которые поднимут меня на определенные высоты в искусстве, литературе, науке, спорте и т.д.
Поэтому надо приветствовать все, что есть в человеке, даже само депрессивное состояние, которое, в принципе, толкает людей к лучшему, но только тогда, когда не замыкает человека внутри себя, как в коконе.
Наоборот, состояние недовольства толкает нас вперед. Значит, надо сделать его креативным. А это возможно только с помощью окружающей обстановки, когда один человек тянет вперед, другой – назад, и потому между ними возникает возвратно-поступательное движение. Они проверяют друг друга, контролируют общее движение между собой и т.д.
Иными словами, надо поддержать депрессивных детей тем, что их состояние может быть творческим.
Множество известных писателей, композиторов, ученых испытывали депрессию и чтобы выйти из нее занимались созиданием. Это было для них лекарством, спасением. Они подарили человечеству классические шедевры именно благодаря тому, что сумели подняться над своей депрессией и правильно ее использовать.
Как нам творчески использовать отчаяние, проблемы, разочарования, депрессии – то, что сегодня так распространено в мире и выливается в пренебрежительное, наплевательское отношение ко всему? Ведь из этих состояний будет рождаться следующее человеческое, общественное, государственное и национальное состояние.
Поэтому нельзя отбрасывать эти состояния и считать чем-то нехорошим. Наоборот, надо стремиться обратить их сильную, отрицательную энергию в положительную.
Из ТВ программы "Беседы с Михаэлем Лайтманом", 12.12.2013
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.
Может быть творчество в том, чтобы научиться быстро бегать между своими крайними состояниями? Тем более, что они всё равно не "свои", а подхваченные от кого-то. Ведь если слушаешь, читаешь или смотришь произведения классиков, у которых депрессия была профессиональной болезнью, поневоле присоединяешься ко всей их силе, а не просто к одному произведению. А как быстро бегать, если не спортсмен? Вот в животной природе все понятно, как ягуар. Может быть творчество - преодолеть плоскость "слова" и бегать между крайними точками - простой бессловесной и не склонной к депрессиям животной природой и исключительно духовными исследованиями отношений, не погружаясь в беллетристику и самокопания?