Театр не развлекает, а воспитывает
Вопрос: Почему человек сопереживает актерам на сцене и ассоциирует себя с какими-то героями?
Ответ: Пьеса уже изначально ориентирована на определенную публику, на определенное время. Мы не станем сегодня смотреть пьесу, поставленную в Древней Греции. Были в истории классические произведения, которые прошли через века, но это лишь считанные единицы.
Пьеса должна пробуждать чувство сопричастности в человеке. Это не футбол, где я болею лишь за одну команду. Театральный спектакль должен захватить меня всего. В нем изначально есть положительные и отрицательные герои, и одни зрители больше сопереживают мужчинам актерам, другие – женщинам. Но в итоге, вся пьеса направлена на то, чтобы вызвать в сердце зрителя симпатию к какому-то герою и ненависть к его врагам.
Зритель отождествляет себя с героем, потому что таким образом оценивает справедливость происходящего в спектакле, меру успеха. Он как будто живет в то же время и участвует во всем происходящем, страдая вместе с героем.
Главное в театре – это его образовательная ценность. Пьеса должна быть написана и поставлена с целью воспитать зрителя, подать ему хорошие примеры, привлечь к достойной цели, показать ему как в зеркале самого себя, продемонстрировать образ истинного героя. Зритель учится у героев пьесы, как сын у отца. В таком случае, театр будет воспитывать.
Если же пьеса предназначена просто для приятного времяпровождения, то это ничего не дает. Как раз в классических пьесах, таких как Чехов, Шекспир, я не вижу высокого образовательного потенциала. Они уже давно превратились в бенефис главного героя, пытающегося прославиться своей уникальностью.
Воспитательная пьеса специально пишется с целью поднять человека на более высокую ступень. Она призвана дать зрителю сильный, глубокий, добрый, правильный психологический урок. Выходя из театра, человек не должен нуждаться в объяснениях. Если это необходимо, значит, пьеса не выполнила свою роль.
Пусть он даже не понял всего происходящего на сцене – это не важно. Главное, чтобы он впечатлился и расчувствовался от правильных примеров, получив воспитательный урок: правильное ощущение добра и зла, положительных свойств, которым следует подражать, и отрицательных, от которых нужно отдаляться.
Сила театра во влиянии окружения на человека. И в течение двух часов можно очень мощно подействовать со сцены на зрительный зал так, чтобы захватить все чувства зрителя. А кроме того, зрители впечатляются друг от друга.
Как говорится, театр начинается с вешалки, еще до того, как зритель входит в зал и садится. На человека воздействует особая театральная обстановка, звучащая перед спектаклем музыка.
Я недавно посещал знаменитую оперу "Ласкала" в Милане и обратил внимание, что здание было очень простым, то есть главное внимание в этом всемирно известном театре уделяется самой постановке.
Но я видел также другие театры, где актеры в театральных костюмах встречали зрителя уже в фойе, приглашая его пройти в зал. Цель такого приема – подготовить человека, впечатлить его, чтобы он уже с самого первого мгновения включился в спектакль.
Не зря музыкальная симфония начинается прелюдией, увертюрой – это пробуждает в человеке ощущения. Ведь конечная цель сценариста, режиссера – повлиять на людей, вызвать в них именно такие переживания, какие он хочет, чтобы зал в нужных местах смеялся и плакал, аплодировал и замирал в полном молчании.
И зритель приходит в театр именно для того, чтобы пережить все это, заключая негласное соглашение с режиссером. Если бы мы правильно использовали всю эту систему, то смогли бы оказать доброе влияние на человека.
Из 379-й беседы о новой жизни, 22.05.2014
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.