Бойкот детей в школах
Реплика: Дети часто очень безжалостны. Особенно, если кому-то объявляют бойкот.
Ответ: У них еще нет этих чувств. Они сами не пережили этого, и поэтому у них нет сопереживания, моделирования таких ощущений: что будет с тем, кому объявляют бойкот.
Реплика: Объявление бойкота часто имеет трагические последствия. Дети даже кончают с собой. Недавно в интернете было сообщение, как девочка покончила с собой, потому что ей объявили бойкот.
Ответ: Это очень легко сделать. С любым ребенком.
Реплика: Такие случаи очень часто происходят в школах. Ученые и педагоги стали думать, что с этим делать, и предлагают достаточно понятную вещь. Они говорят, что один из способов борьбы с травлей в школьных стенах – это система товарищества.
Старшеклассники опекают младших. Гораздо меньше случаев издевательств в тех школах, где все поддерживают друг друга, где придается большое значение тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя важной частью коллектива.
Так они предлагают выйти из этого состояния.
Ответ: Это невозможно! Я реальный человек, я вижу, что происходит. Эгоизм растет со дня на день. Согласно тем сериалам, которые дети смотрят, или еще чему-то, может быть только хуже. Я не вижу никаких предпосылок для того, чтобы стало лучше.
Кто этим будет заниматься? Учителя, министерство образования? Никто!
Вопрос: Вы считаете, что некому вводить в школах дух товарищества, дух взаимного поручительства и т.д.?
Ответ: Нет. Даже учителя уже не те, что были раньше. Я помню, когда я жил в России, к учителям обращались по имени-отчеству. Когда я жил в Прибалтике, там говорили: "Учитель". И это давало какой-то вес. Было уважение к учителю.
Вопрос: А сегодня нет таких учителей?
Ответ: Нет. Даже если у кого-то что-то болит, это невозможно реализовать. С нынешней программой, с нынешней обстановкой, с тем, что есть дома, на улице.
Вопрос: Даже если есть такой учитель, которого можно назвать Учителем с большой буквы, он реализовать это в школе не сможет?
Ответ: Не сможет, потому что воспитание – это комплексное отношение к человеку со стороны общества во всех проявлениях. Это дома, по дороге домой, по дороге в школу, в кружках. Это, конечно, семья, это программы по телевидению, это то, что он видит в своем телефоне.
Что учитель? Учителю только бы дать ему программу: математика, чтение, другие предметы и всё. И на этом все кончается. О воспитании речи не идет. Воспитанием должно заниматься общество в общем, в целом.
Реплика: Вы категоричны. Вы говорите, что не может быть такой школы, не может быть такого учителя…
Ответ: Нет, можно заставить ребенка учиться и учиться так называемым хорошим манерам, если он идет в особые школы, лицеи. Когда он знает, что для того чтобы куда-то пройти, он должен так себя вести, так выглядеть, таким образом общаться и так далее.
Но это относится не к воспитанию Человека в нем, а к воспитанию единицы определенного общества.
Вопрос: То есть ребенок хочет быть в будущем, например, директором банка, и он потихонечку двигается к хорошим манерам?
Ответ: Да. Их к этому воспитывают.
Вопрос: Что делать, чтобы дети не издевались друг над другом?
Ответ: Ничего ты не сделаешь, потому что они видят это везде.
Вопрос: Нельзя перекрыть эти источники?
Ответ: А что у него останется? Он все читает со своего телефона. Он видит на улице, везде воздух другой.
Вопрос: Так что делать?! Как все-таки воспитывать детей? Каким был бы ваш путь воспитания, если бы вам дали волю?
Ответ: Для этого надо менять все государство, весь мир. Мир должен быть озабочен будущим поколением. Это должно стать главным приоритетом всех наших усилий. А чем мы их пичкаем, набиваем?!
Вопрос: Что тогда мир должен делать? Давайте пофантазируем. Что?
Ответ: Во-первых, абсолютно убрать примеры всех дикостей, насилий, всевозможный мачоизм. Запретить в новостях и везде прославлять силу – силу денег, силу власти, силу армии.
Вопрос: А что прославлять и что возвеличивать?
Ответ: Человеческое в человеке.
Это добро, это связь с другими, это построение другого общего мира и так далее. То, что когда-то думали сделать при социализме, но не в том эгоистическом. Аккуратненько, постепенно вводить. Всё-таки тогда отчасти были другие взаимоотношения. Они проникали в человека, и люди по-другому относились друг к другу.
Вопрос: То есть для того чтобы прийти к этой маленькой точке, которая называется "класс" в школе, мы должны взять мир и начать менять его?
Ответ: Обязательно! Класс – это срез общества на том уровне, на том возрасте, когда ты можешь из ребенка лепить человека.
Так что это не просто класс, маленькая комната. Ты берешь людей, которые живут, допустим, сто лет, и ты должен в течение двадцати лет их воспитать. Это самое главное! И потом воспитание должно продолжаться.
Вопрос: Значит, воспитание не останавливается в этом классе, в этой школе, а продолжается дальше и дальше? И только так можно вырастить Человека в человеке?
Ответ: Конечно. Человек – это не животное. Иначе он вырастет хуже животного, у него же эгоизм.
Реплика: Звучит утопично. Этим никто заниматься не будет.
Ответ: Поэтому мир и идет к тому, чтобы эта утопия кончилась.
Вопрос: И что будет?
Ответ: Будет прекрасное будущее без человечества. Как в Чернобыле. Все растет, все цветет, появились звери, которые уже исчезли, которых перестреляли, истребили. И они вдруг появляются! Природа воспроизводит их из ничего. Потому что они должны существовать.
Вопрос: Это произошло, как только исчез человек?
Ответ: Да. То есть самое главное для нашего мира – чтобы из него исчез человек. Вот это и есть исправление. Человек – это самый страшный зверь, который все вокруг умертвляет.
Вопрос: Хорошо, но этого же не произойдет. Человечество же останется? Хоть крупица, хоть капелька?
Ответ: Вот те, которые останутся, будут чувствовать, что по-другому жить нельзя! Что именно эта основа – на самом деле принцип выживания. Выживания! Не просто немножко улучшить свою жизнь, а просто выжить. Для этого надо относиться к другому, как к себе. И Природа нас до этого доведет. Она нас будет давить, пока мы не признаем, что я или другой – другой предпочтительнее, чем я.
Вопрос: То есть фантастический закон "возлюби ближнего как самого себя" станет основой жизни?
Ответ: Он реализуется, потому что мы очень мелкие твари, которые очень не любят страх и боль. И поэтому с помощью страха и боли нас можно привести к чему угодно. Даже к хорошим, добрым отношениям между нами. Природа это сделает.
Вопрос: А можно без боли?
Ответ: Нет! Эгоизм ничего другого не понимает.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.10.2019
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.