Школы быть не должно
"В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь.
Другой – листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое" (Омар Хайям)
Вопрос: Почему мы сегодня видим только одно, по большому счету?
Ответ: Нас так воспитали, мы не виноваты.
Нас так воспитали детские сады, школы, университеты, отношение к человеку. А средства массовой информации делают такую нивелировку всех, что в человечестве не остается совершенно никаких личностей.
Надо искать свою личную точку взгляда на мир. А это непросто. Нам надо найти лично свое, не плыть по течению, не увлекаться тем, чем увлекаются другие. Таких детей мы видим здесь и там, которые как-то так проявляются. Нужно их немножко поддерживать, воспитывать особые личности, у которых есть свой взгляд на мир. Они, как правило, непохожие на других, , может быть, странноватые.
Вопрос: То есть такие детки, у которых есть какие-то таланты?
Ответ: Нет, талантов даже может и не быть. Просто свой взгляд на мир. Они иногда даже могут казаться не такими развитыми, как другие. Неважно.
Вопрос: Надо все-таки выделять их?
Ответ: Да. Надо дать любому человеку возможность развиваться сообразно ему.
Реплика: Но это надо увидеть, это непростая работа.
Ответ: Нет, это не надо даже видеть. Просто в нашем обществе все должно быть подготовлено так: кто как хочет, так пускай и развивается. Главное, не давить. А не то, что пришли, по линейке встали, сели, встали, ушли, оценки, лозунги.
Реплика: Но тогда школа является большой проблемой...
Ответ: Школа – не большая проблема. Школы не должно быть и всё! Школа уничтожает личность.
Настоящая школа – это когда человеку дается возможность развития себя таким, как он из себя считает нужным. Это очень серьезный, длительный и щадящий подход к каждому. Не надо зазубривать всяких классиков и читать десятки каких-то книг. Надо делать все очень и очень своеобразно.
Я бы больше уделял времени, как написано в Торе, искусствам: танцам, живописи, музыке. Потому что они больше развивают внутренний мир человека, и он ощущает, куда его тянет, как он может себя выразить.
И дополнительно к этому, конечно, немножко математики, немножко физики, астрономия обязательно. Но очень много заниматься именно искусствами, но не формальными: рисовать, калякать – то, что ребенок хочет сам. Исходя из этого и далее, далее. Пускай таким образом ребенок себя развивает.
Вопрос: И что тогда вырастет из него, если вот так жить?
Ответ: Он вырастет.
Вопрос: То есть я не должен думать, что из него вырастет? Это подход неправильный?
Ответ: Нет, мы не имеем права штамповать людей.
Вопрос: Что же мы так их исштамповали? Это же вообще вся система штамповки. Мы с вами все это прошли! Получается, мы на самом деле что-то убили в человеке?
Ответ: Мы просто уничтожили его "я" и всё, на корню.
Так ведь и хотели делать. Какими мы нужны тем, кто ворочают этим миром? Исполнителями, и всё. То есть чтобы мы выполняли то, что они хотят. В итоге то, что они хотят, это все сейчас уходит в никуда, и мы с этим тоже.
Сейчас начинается зарождение настоящего человечества!
Вопрос: "Я" вырвется из бетона. Это получится?
Ответ: А никуда не денешься, это закон природы.
Вопрос: И тогда действительно это будет мое "я"?
Ответ: Да. У каждого.
Вопрос: А что это за "я"?
Ответ: Это и будет мое личное участие в общем человечестве. Каждый должен будет занять свое место. И оно будет индивидуальное, личное, только мое, только чистое. Я буду думать о том, как восполнить собой всю эту картину, все человечество.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 17.08.2020
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.