Условие воспитания
Реплика: Стремительно растет число детей и подростков с диагнозом депрессии, синдромом дефицита внимания, гиперактивности, проблемы с концентрацией, с памятью, сном. Дети все менее счастливы.
Психологи считают, что вся проблема в том, что у детей забрали возможность играть. Речь идет не о компьютерных играх. Игра – это пространство свободы, в нем дети сами устанавливают правила, получают навыки независимости, храбрости, преодоления трудностей и так далее.
Сегодня это пространство тает на глазах, его крадут у детей компьютеры, школа, общество. Дворы пусты. Уже никто не знает, что такое играть в прятки, жмурки, и так далее, во что мы играли когда-то.
Чего же так много вокруг игры все-таки?
Ответ: Общение! Общение между детьми, детей с детьми – это необходимое, абсолютно необходимое состояние роста.
Это, конечно, в игре. Вся жизнь – игра. Мы тоже играем, только у нас игры другие. Но когда дети сидят дома и не общаются с другими, даже собирая лего, конструктор, какой-то суперкомпьютер, они вырастут несчастными. У них нет нормального, естественного общения с себе подобными в детском возрасте.
Мы должны развиваться по тем же стадиям, как развивалась вся природа: неживая, растительная, животная, человеческая. То есть мы должны дать человеку все эти четыре стадии развития в его детском возрасте, чтобы ребенок ползал, чтобы пачкался, чтобы коленки бил, чтобы что-то исследовал вокруг себя. Не сажать его на диван. Чтобы всё-всё, что только может, он делал бы из досок, из кирпичей, из стульев. Я помню, из стульев мы собирали машину.
И обязательно, чтобы он делал это не один, а с другими детьми.
Вопрос: Если мы сейчас отрезаем это от детей, в какое будущее это все переходит?
Ответ: В очень уродливое. Это дети, которые рождаются без всяких навыков к общению, у которых не существует естественного развития.
У нас в детстве был большой двор, была большая немецкая овчарка Гельц. Я на ней катался, как на лошади, когда был маленький. Общение с другими детьми было постоянно, игра была постоянна.
Я помню, когда меня заставляли ходить в музыкальную школу, я смотрел на детей, которые собираются играть, а я должен идти с этой большой музыкальной папкой в музыкальную школу!
Вопрос: Ваш вывод: игра – как ее внести сегодня? Что сделать сегодня в нынешней патовой ситуации?
Ответ: Я не знаю. Мы делаем всё для того, чтобы перестроить весь наш мир под компьютеры.
И это неверно. Я смотрю, дети не выходят из дому.
Реплика: То есть нужна перестройка всей школьной, образовательной, родительской системы?
Ответ: Это все должно быть построено на развитии общения! А развитие общения может быть в игре, в танцах, в коллективном спорте.
А все остальное – это не спорт. Это только лишь развитие эгоизма.
Вопрос: Кто-то может взять и начать всё это перестраивать?
Ответ: Надо сначала описать. Нужны люди, которые захотят это всё описать. И далее можно уже толкать это куда-то, двигать, публиковать. Чтобы люди начали читать, обсуждать. Но это все должно начинаться с простого описания – куда же мы попали.
Эгоизм нас заведет в еще более глубокие дебри.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 18.11.2021
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.