Что нужно ребенку для счастья?
Вопрос: Психологи говорят: "Для счастья и здоровья ребенка необходимо…" – и дальше называют некоторые основные условия. Первое условие:
Чтобы вы стали для ребенка источником информации, а не планшет или ноутбук.
Я не представляю, как это сегодня возможно, чтобы родитель стал источником информации. Как вы считаете, это возможно сегодня, в наш век?!
Ответ: Мне сегодня 75 лет. И если я вспоминаю что-то, то не из школы, а от того, что я слышал от родителей. Какие-то отрывки, обрывки слов, предложений, какие-то их замечания. Вот это почему-то у меня всплывает.
Причем я не был уже маленьким ребенком. Начиная где-то с шести-семилетнего возраста и до 16-17 лет.
Вопрос: То есть вы считаете, это даже для сегодняшнего дня информация, которая идет от родителей, гораздо выше, чем любая компьютерная информация?
Ответ: Да.
Реплика: Следующее условие: Научите ребенка выражать эмоции.
Он не умеет выражать эмоции? Что значит научить его?
Ответ: Надо показывать ему, каким образом он может объединяться с другими людьми, соединяться, влиять на них, воспринимать их и так далее.
Вопрос: Других детей?
Ответ: Да. Но я думаю не о детях, а все-таки уже о подростках.
Реплика: Дальше: Не откупайтесь от ребенка новыми кроссовками, планшетами, игрушками.
А чем купить ребенка?
Ответ: Тем, что ты показываешь ему, что ты его друг, что якобы находишься на его уровне. А сколько ты для этого должен переделать себя, как измениться…
Вопрос: Да. Это я должен меняться. А что вы вкладываете в слово "друг"?
Ответ: Понимаешь его, готов ему помогать, одобрять. Главное – понимать.
Реплика: Не переборщите с развивающими курсами, секциями, кружками. Дайте ребенку органично прожить детство.
Что такое органично проживаемое детство?
Ответ: В общем, да. Ребенок должен делать то, что он хочет.
Вопрос: До такой степени?
Ответ: В итоге он ведь получает желание, мнение от своих товарищей. Так что это не его личное. Но все-таки поощрять.
Реплика: Но вы же говорили, что вас окружили композиторами, музыкой.
Ответ: Ничего мне это особенного не дало. 🙂
Вопрос: Слух это дало. Слух у вас есть, конечно.
То есть вы считаете, все-таки ребенку надо дать свободу выбора?
Ответ: Да.
Реплика: Дальше: Держите слово. Один раз говорите, второй – делайте.
Может, лучше тогда вообще ничего не обещать ребенку, чтобы не обманывать его?
Ответ: Нет. Но если ты хочешь проявить воспитание, то ты должен и пообещать, и выполнить.
Реплика: Позвольте ему ошибаться.
Финские ученые говорят: "Какая прекрасная ошибка!" То есть за ошибку я даже могу ему сказать: "Молодец. Ты сделал ошибку". Можно даже такой ход применять?
Ответ: Молодец – нет. Но найди эту ошибку, исправь ее. Здесь у тебя есть ошибка. И это не претензия, не обвинение его.
Реплика: Следующее условие: Не бойтесь перелюбить ребенка.
Ответ: Тут проблема. Вообще все эти вопросы – они очень непростые.
Вопрос: Но что такое "перелюбить"?
Ответ: Не проявлять излишней любви, особенно там, где она может помешать.
Вопрос: А она может помешать?
Ответ: Конечно, все должно быть дозированно и в равновесии.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 09.06.2022
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.