Это любовь
Вопрос: Несколько лет назад маленьким детям от четырех до восьми лет задавали один и тот же вопрос: "Что для вас значит любовь?".
Автор исследования Лео Баскаглиа объявил: "Мы искали самого заботливого ребенка".
Вот некоторые ответы. Ребенку шесть лет: "Любовь – это, когда ты идешь куда-то поесть и отдаешь кому-нибудь бо́льшую часть своей жареной картошки, не заставляя его давать тебе что-то взамен".
Вопрос такой: это любовь?
Ответ: Это любовь.
Вопрос: Почему, вы можете объяснить? Вот если бы вы это объяснили ребенку.
Ответ: Потому что он отдает то, что ему самому нравится. Ему хорошо получить это для себя, а он отдает.
Вопрос: Такой простой ответ? Я очень хочу это съесть, но я отдаю это товарищу. И это называется любовь?
Ответ: Да. Это любовь.
Реплика: Дальше. Ребенку четыре года: "Любовь – это то, что заставляет тебя улыбаться, когда ты устал".
Ответ: Тоже любовь. Потому что этим ты поднимаешь другого человека, возвышаешь его, делаешь ему через силу что-то приятное.
Вопрос: То есть вы сейчас относите это к тому, что он улыбается для другого человека?
Ответ: Да.
Реплика: Дальше. Ребенку семь лет: "Любовь – это когда ты говоришь мальчику, что тебе нравится его рубашка, и он носит ее потом каждый день".
Ответ: Это уже говорится о любви того мальчика, который носит эту рубашку, к тому, кто это сказал.
Вопрос: Почему это любовь?
Ответ: Потому что этому мальчику хочется порадовать того, кому нравится его рубашка.
Реплика: Дальше. Ребенку восемь лет: "Если ты не любишь, ты ни в коем случае не должен говорить: "Я люблю тебя". Но если любишь, ты должен говорить это постоянно. А люди забывают".
Ответ: Я не думаю, что можно преподнести ребенку такие манеры поведения.
Вопрос: Но это ответ ребенка. Правда, взрослого – восьмилетнего. Скажите, если ты не любишь, ты должен или нет говорить, что ты любишь?
Ответ: Нет. Врать нельзя.
Вопрос: А если ты любишь, ты должен говорить, что любишь?
Ответ: Наверное, да. Но я думаю, что и в этом случае не совсем.
Реплика: Дальше. Победителем тут стал четырехлетний малыш, у которого был пожилой сосед, потерявший недавно жену. Малыш увидел, что старик плачет, зашел к нему во двор, залез к нему на колени и просто сидел там. Когда мама этого малыша спросила, что такое он сказал соседу, мальчик ответил: "Ничего. Я просто помог ему плакать".
Ответ: Что-то уж совсем невероятные истории для четырехлетнего ребенка.
Вопрос: Но вот это: помочь плакать другому. Как вам такой момент сострадания?
Ответ: Это хорошо.
Вопрос: Это действительно помощь?
Ответ: Конечно!
Вопрос: Вот так ребенок садится, смотрит на тебя и с тобой вместе плачет?
Ответ: Да, но это чересчур. Это несколько нереально.
Вопрос: Понятно. Вот такой вопрос: куда все это девается потом? Даже все эти ответы – в них есть такая, детская чистота. Куда все это девается? Как мы становимся ненавидящими, воюющими, убивающими, преступниками?
Куда ребенок девается из нас? Вот этот ребенок, который так рос?
Ответ: Растет эгоизм и пожирает все, что есть.
Вопрос: И всё?
Ответ: И всё.
Вопрос: В нас остается этот ребенок или он тоже...?
Ответ: Возможность начать развиваться анти-эгоистически, подавить в себе этот эгоизм.
Вопрос: Можно вернуться к этому ребенку хоть немножко?
Ответ: Да, но это уже будет не ребенок.
Вопрос: Это уже взрослый ребенок?
Ответ: Да.
Вопрос: А когда вы говорите, что старик – он как ребенок. Мудрец как ребенок. Что вы подразумеваете, когда вы такое говорите? Что ребенок не умирает в нас, что он остается?
Ответ: Да, ребенок не умирает в нас и остается, потому что мы желаем ощущать природу и жизнь непосредственно, как дети.
Вопрос: Здесь есть эта непосредственность в этих ответах?
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 25.03.2024
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.