Лучший из всех примеров
Майами, урок №1
Вопрос: Каков правильный подход к обучению детей?
Ответ: Это особая задача, ведь мы обучаем тех, кто еще совсем не знаком с миром. И главное здесь – организовать для них окружение. Без окружения очень трудно учить ребенка по нашей методике. Ему необходима связь с другими детьми, и все вместе они должны быть организованы в группу.
По ходу занятий они должны сидеть в общем кругу и чувствовать, что они сильны, только когда объединены между собой.
Учитель – на самом деле не учитель, а воспитатель, наставник. Для детей он – старший товарищ. Сидя с ними в кругу, он скрывает свое взрослое миропонимание и очень искусно направляет их на единство равных. Главное – сохранять это единство.
Каждый достигает успеха лишь при условии, если он объединен с другими и добивается с ними групповых результатов. Успех каждого обусловлен тем, насколько он помогает другим. Каждого мы оцениваем не самого по себе, а только по его успехам, достигнутым в группе и через группу.
Нам не нужны выскочки, мы не спрашиваем: "Кто знает?" – в расчете на "героя", который окажется смышленее или сведущее других. Мы не хотим этого, мы хотим, чтобы дети чувствовали, что и вопрос, и ответ обращены на группу, что главное – быть вместе, и даже если этот ответ неверен, он все равно верен, потому что подводит к общему решению, в котором участвуют все.
Если есть возможность, мы приводим в младшую группу воспитателей, которые на два-три года старше. У таких наставников дети учатся лучше всего, глядя на них, как на "ангелов". А старших, в свою очередь, это обязывает учиться, чтобы не сплоховать перед младшими. В итоге мы имеем двойной выигрыш: десятилетние с радостью и воодушевлением учатся у тринадцатилетних, видя, что те посвящают им время и внимание. А тринадцатилетние, чувствуя свою важность, заранее изучают материал, чтобы воспитывать младших.
Детей нужно обучать тому, как судить друг о друге по отдельности и вместе. Если кто-то совершил проступок, надо организовать "судебное обсуждение", на котором мы изучим происшествие и его причины. Правильно это или нет? Поступил бы я так же на его месте? Каждый должен отдать себе отчет в этом, провести интенсивную внутреннюю психологическую работу.
Желательно вывозить детей на ознакомительные экскурсии, чтобы они узнавали мир, в котором живут. Пускай побывают на различных предприятиях, в аэропорту, в банке, на почте, в планетарии и т.д., везде получая объяснения о том, как устроено и как работает данное заведение. Это могут быть даже складские помещения супермаркета, где товары принимаются, сортируются, складируются, а затем раскладываются по полкам для потребителей.
Короче говоря, дети должны знать, как устроена и из чего сложена наша жизнь. В каждом месте ответственный или заведующий дает им соответствующие разъяснения, а затем, вернувшись в школу, они вместе обсуждают то, что увидели и услышали. При этом каждый обязан написать отчет о месте, которое посетил: что это, для чего предназначено, как обслуживает людей и человечество в целом, какие люди там работают, какую подготовку они должны иметь и т.д.
Благодаря этим экскурсиям дети изучают большой мир, его устройство, пронизывающие его взаимосвязи. Они видят, как непросто организовать различные сферы жизни, и это побуждает их готовиться к полноценному вступлению в мир.
Процесс обучения в классе снимается на камеры. Дети, разумеется, быстро забывают о событиях прожитого дня, но позже они смогут вернуться к ним и посмотреть на себя со стороны: удалось ли им объединиться в тот раз? Это – часть самообучения.
Наша главная забота – не столько о специфических, профессиональных знаниях, сколько о правильном подходе к жизни. Человек должен знать, в каком мире он живет и как должно функционировать человеческое общество, чтобы поддерживать гармоничную взаимосвязь всех своих частей.
Мы учим наших детей внутренней психологии, которой характеризуется связь между ними. Это очень развивает их внутренне, позволяя усваивать новый материал. Недавно, по просьбе Министерства просвещения, они участвовали в симпозиуме, где собрались сотни педагогов и воспитателей со всей страны. Дети подросткового возраста распределились среди столов обсуждения и общались со специалистами на таком уровне, что те были поражены.
Кроме того, в этом году несколько наших детей поступили в университет.
Короче говоря, мы видим, что в воспитание стоит вкладывать усилия и ресурсы. Пример правильного воспитания действует лучше любых других примеров. Ведь он показывает все преимущества глобального, интегрального обучения в группе, проникнутого единством, любовью, верными взаимоотношениями. Можно воочию увидеть, как этот подход распахивает в человеке способность к восприятию и по-новому формирует его.
У нас уже вышли несколько книг по воспитанию. Надеюсь, что к концу года мы завершим работу над учебной программой и комплектом учебных материалов, в который войдут также аудио- и видеодиски.
Стоит изучить тему воспитания на нашем сайте. Профессионалам в этой области, возможно, стоит даже приехать к нам для обмена опытом. Мы будем рады показать вам методику и ввести в курс дела.
Из 1-го урока в Майами, 14.09.2011
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.