Игра – возможность самовыражения
Вопрос: В интегральном воспитании детей группы не должны быть большими – порядка 10 человек, причем двое из них – инструкторы. Этот принцип сохраняется и для взрослых?
Ответ: Для взрослых это намного легче, потому что взрослые – всё-таки более ответственные люди. Они с удовольствием концентрируются на преподавателе, вступают с ним в обсуждение. На 30-40 человек вполне достаточно одного преподавателя, или, может быть, на 50 человек – двух. Взрослых не надо держать вместе, не надо заинтересовывать, не надо заигрывать, а обучать в виде игры. Это – во-первых.
Во-вторых, надо всё-таки понимать, что люди должны проходить очень серьезную внутреннюю трансформацию. Это – огромная психологическая работа человека над собой, его знакомство с самим собой: кто я. Поэтому необходима съемка его игры, чтобы он смог увидеть себя со стороны.
Ведь мы все время играем. Я представляю собой какой-то определенный образ, который, допустим, увидел много лет назад, впитал его, и сегодня его воспроизвожу. Так мы себя ведем. Это понятно из психологии. Поэтому самое главное на практических занятиях – дать человеку максимально правильные наборы этих образов, которые он сможет затем воспроизводить.
А исходя из того, что он будет их воспроизводить и контролировать, он поймет, кто он такой на самом деле, потому что его внутренние задатки, данные, будут постоянно проявляться относительно того образа, который он играет. Это расстояние, эта дельта между тем, кто я и что я играю, поможет человеку наконец-то постичь, узнать самого себя. А это – самое главное. Тогда он действительно сможет выразить себя, свои внутренние исконные качества, свойства, таланты. Вот тогда-то мир станет действительно интегральным, потому что у каждого человека будет возможность выражать себя.
Кроме того, нам надо абсолютно из всех учеников, даже из самых отстающих, воспитывать инструкторов нового интегрального общества. Человек не имеет право быть просто пассивным студентом и учиться только для себя, – он должен учиться для того, чтобы обучать других. Он должен чувствовать, что по мере овладения новым видом взаимосвязи между людьми, он сам становится активной частичкой этой связи и должен обязательно нести ее дальше.
То есть ученики, которые занимаются у нас полгода - год, должны обязательно вести группы начинающих – поначалу, конечно, с преподавателями, по очень ограниченной тематике, но это для них – обязательно. Именно на этом они отрабатывают свои навыки! Именно так другие учатся от них!
Нам не нужно скрывать, что мы готовим из наших учеников учителей, и мы должны сразу же помещать их в соответствующие преподавательские рамки. Это заставит их, во-первых, более внимательно изучать материал и лучше понимать его. Во-вторых, это разовьет большую связь между ними и остальными. Самое главное во всем этом обучении – именно практические занятия.
Из беседы об интегральном воспитании, 12.12.2011
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.