Чувства, уравновешенные знанием
Вопрос: На курсах интегрального воспитания и образования предполагается в первую очередь обучать людей, потерявших работу. Большинство из них разочарованы в жизни, у многих сложности в семье, в самореализации и т.д.
Первое, с чем можно столкнуться в такой группе, – это обида, разочарование, агрессия. Смогут ли люди в этом состоянии воспринять такую далекую, абстрактную, теоретическую информацию? С чего следует начать, чтобы найти с людьми общий язык?
Ответ: У нас нет другого выхода. Мы, люди, состоим из двух половинок – из сердца и разума, и они должны уравновешивать друг друга. Тогда человек гармонично развивается, видит мир и себя в нем. Возможно, он видит и себя, и мир неуравновешенными, но его взгляд на мир становится более-менее правильным.
Поэтому мы обязаны уравновесить все сегодняшние проблемы, в первую очередь, знанием: откуда возникли проблемы, их происхождение; их необходимость для нашего дальнейшего развития; к чему именно мы должны прийти и т.д.
Прежде всего, людям надо обязательно пройти курсы обучения, а не воспитания, практических работ и игровых ситуаций – до этого еще далеко.
Практическая работа в таких группах начинается только тогда, когда уравновешено состояние всевозможных проблем и кризисов. У людей появляется понимание сути проблем, они уже могут их обсуждать, решать, приходить к какому-то мнению, возражать, выяснять истину. Но она выясняется, когда чувства уравновешиваются знанием.
Если сейчас мы просто возьмем 50 человек с улицы и начнем с ними разговаривать о сегодняшних проблемах, то столкнемся с полным непониманием нашей точки зрения. Соответственно чувства возобладают над разумом, и мы ни к чему не придем.
Это и происходит в сегодняшнем мире. Не понимая общей системы природы, ее развития (начала, середины и конца этого пути) и состояния человечества – где мы находимся в данный момент на оси времени – мы оцениваем это всё, только исходя из нашего маленького, житейского эгоизма, который не дает нам получить правильный результат. Более того, мы принимаем неправильные решения на будущее, чем вводим себя в еще более тяжелое состояние. Поэтому у меня лично нет никакого сомнения в том, что мы должны, в первую очередь, заниматься обучением.
Именно с этого мы начинаем свое взаимодействие с детьми. Нам всегда надо брать в пример наше естественное отношение к детям.
Все начинается с объяснений. Ребенок развивается и чувствует: я это ощущаю, и то. Правильное воспитание заключается в том, что чувства ребенка мы всё время дополняем объяснением и системой правильного отношения к тому, что он чувствует, как он все воспринимает. Это надо уравновесить и во взрослых. Без этого мы не сможем продвигаться.
Только в той мере, в которой группа адаптирует в себе эти знания, она осознаёт, понимает их причинность, следствия, причинно-следственное развитие, может смотреть на себя со стороны. Когда человек приподнимается над собой, он может сам, выделяя свое "я", видеть себя и общество со стороны.
Так же и в психологии: вы смотрите на человека не как на личность, а со стороны, пытаясь представить его как определенный психологический объект. Затем, исследуя его, вы начинаете, даже не объясняя, кто он и что он, давать ему какие-то конкретные советы, фрагментарные объяснения. Но они в принципе тоже построены на каком-то равновесии знания и чувств, – без этого нельзя.
Поэтому нам придется, в первую очередь, вводить те курсы, о которых мы уже говорили в прошлой беседе. Это большое количество знаний.
В процессе обучения эти знания постепенно усваиваются людьми, и человек уже начинает усваивать их внутри вместе с чувствами. Тогда нам надо начинать подкреплять это практическими занятиями, которые помогают человеку уравновесить знания и чувства.
Первичное ощущение такого состояния человек может получить при непосредственном изучении материала. Мы должны рассказывать ему о происхождении, эволюции и свойствах эгоизма, и преподносить это абсолютно объективно, как некую существующую реальность независящую от нас и не имеющую к нам никакого отношения, для того чтобы он смог всё впитать в том виде, в котором это существует в природе.
Затем на этих же курсах можно дать небольшое объяснение работы эгоизма в человеке: как он проявляется в нашем мире, в связях с семьей, с детьми, с самим собой и т.д.
То есть обучение предполагает, как минимум, разделение на две части, когда мы объективно излагаем то, что происходит в природе, и стараемся это выразить несколько суховатым, научным языком, а затем в приложении к этому, используем такой ход.
Потом уже начинаются практические занятия, на которых мы пытаемся исследовать свои чувства с точки зрения разума.
А теоретические занятия – это всегда разум, и мы его изучаем, наполняем себя всевозможными знаниями, данными, графиками, формулами, всевозможными картинами, выяснениями взаимоотношений и т.д., постепенно добавляя к этому немного чувств. То есть обучение всегда идет с двух сторон – "разум - чувства": чувства в разуме и разум в чувствах.
Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.