Можно ли подружиться с тещей?
Вопрос: В социальной психологии есть закон "социального поглаживания", согласно которому, чтобы иметь хорошие отношения с соседями, достаточно каждый раз при встрече говорить им "Здравствуйте", и больше ничего.
Если я не делаю этого систематически, то в общей системе накапливается мой долг перед соседями. Когда "долг" достигает максимума, соседи могут от меня просто избавиться. Поможет ли такое знание человеку построить интегральное общество?
Ответ: Конечно. Это знание говорит о том, что все мы интегрально связаны, и поэтому должны получать друг от друга определенные сигналы, взаимодействовать хотя бы на уровне "Здравствуйте". Это хороший пример.
Вопрос: Могу привести еще пример. Мы говорили о довольно специфическом взаимодействии между родственниками. Большинство людей почему-то пытаются построить дружеские отношения, допустим, с тещей. У них это естественно не получается, они тяготятся такими связями, которые потом превращаются в обиды. Можно ли на курсах интегрального воспитания рассказывать, что не надо пытаться дружить с тещей, что это – другая форма взаимоотношений?
Ответ: Тут надо многому обучать человека, в частности тому, какие у него должны быть уровни связи. Однако я не думаю, что здесь надо действовать так, как действуют сегодня психологи. Потому что, если мы выходим на уровень взаимной интегральности, то доброжелательное простое отношение людей друг к другу поневоле выстраивает эти правильные связи, когда мы не чураемся и не пытаемся что-то из себя сделать.
Именно наши общие откровенные взаимоотношения ставят нас в соответствующее положение относительно друг друга наподобие соединяющихся шестеренок. Есть люди, с которыми я соединяюсь теснее, есть – которые от меня дальше. Я не должен притворяться и лезть ко всем в непосредственное сцепление.
Поэтому, если меня с супругой связывают семейные узы, я не должен быть так же соединен и с ее мамой, и с ее родственниками, ведь все это осуществляется только через нее и больше никак. Если бы не она, я никогда бы их, может быть, и не знал. Нам необходимо показывать эти связи напрямую, выяснять их.
Когда мы подтягиваем людей к взаимной интегральности, они понимают, что взаимное удаление или взаимное сближение должно исходить именно из нашего состояния в общем механизме. И поэтому здесь не должно быть никаких обид.
Я здороваюсь с соседями, потому что меня к этому обязывает проживание с ними в одном подъезде или на одной площадке, а с людьми из соседнего дома и даже из соседнего подъезда я уже не обязан здороваться.
То есть именно наше сочетание друг с другом, наша близость определяет, насколько я должен проявлять эту взаимную связь, сцепление с другими. Так что, если это осознается людьми, то ни к чему их не обязывает. Они не должны ощущать это, как некий долг, который обязаны выполнять. Наоборот, они естественно, изнутри будут входить в тот или иной контакт, в соответствии с общим механизмом, в соответствии с общей взаимосвязью между всеми.
Я не вижу в этом проблемы и думаю, что все это произойдет изнутри человека.
Из беседы об интегральном воспитании, 14.12.2011
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.