Свечение из будущего
Вопрос: В общем курсе интегрального воспитания говорится, что любое действие нужно начинать с общей интегральной картины, как цели, которая ставится перед человеком. Курс психологии, вероятно, не исключение. Выходит, что любое занятие мы должны начинать именно с этого? Как это лучше сделать?
Ответ: Надо отметить, что это – не просто совет, а принципиальная необходимость. Человек должен всё время преследовать цель, быть настроенным на нее, чтобы каждое его движение, каждое выражение, каждый его запуск в тех или иных играх, обсуждениях – всё преследовало одну и ту же цель.
Тогда он действительно будет к ней стремиться и у него разовьется желание к этой цели. Он будет видеть, что всё должно быть направлено на ее достижение. Это – с одной стороны.
С другой стороны, поскольку в природе существует одно единое поле, в котором мы все взаимосвязаны, то когда мы ставим перед собой какую-то задачу, умозрительно представляем себе наше будущее состояние, мы как бы из этого будущего состояния вызываем на себя "привлекающие" силы – силы, которые устремляют нас вперед. Они как бы исходят из того объекта, к которому мы стремимся, и воздействуют на нас.
Это чисто психологическое явление – мы понимаем, что этого, в общем-то, нет. Даже наше представление о будущем, возможно, не соответствует его действительной картине, поскольку в процессе нашего продвижения мы постепенно меняемся – следовательно, меняется и представление о нем.
Так же мы говорим ребенку: "Ты вырастешь и станешь таким-то, таким-то – только ты учись. Увидишь, что будет…". Он потихоньку растет и начинает понимать, что если раньше он представлял себе, что он – водитель огромного самосвала, то сейчас у него появились другие желательные цели. Мы рисуем ему определенные картины будущего, чтобы он дальше развивал их в другие, более высшие цели.
Так и здесь нам надо всё время представлять себе эту картину, до которой мы, как ребенок, должны вырасти, чтобы она влекла нас вперед. Тогда мы не будем подталкиваться сзади отрицательными силами природы, кризисами, а наоборот, будем идти вперед, увлекаемые положительными силами. При этом мы сократим путь, и он нам будет приятен.
Поэтому нам необходимо представление светлого, хорошего будущего, которое поддерживается окружающей средой, возвышается в глазах общества средствами массовой информации и т.д. Тогда у человека появятся огромные силы и вдохновение. При этом общество поощряет каждого, кто стремится к цели.
Необходимо развить такую широкую психологическую базу, в которую человек вовлекался бы как в некий несущий его поток, и он с удовольствием плыл бы по нему.
Реплика: Если я веду курс интегральной психологии, то в каждую объясняемую закономерность я должен вводить элемент интегральности?
Ответ: Да, потому что движение к цели предполагает, что на каждой части пути вы ее постепенно достигаете, приближаетесь к ней. То есть, если цель представляет собой определенный набор каких-то новых качеств, значит, любой шаг к ней предполагает освоение этих качеств, и вы должны это контролировать. Вы должны производить анализ и видеть: я двигаюсь к этому, или вдруг куда-то ушел.
А уход в сторону – это очень опасно. Потому что, если в начале вы не заметите своего отклонения, то это маленькое отклонение перерастет дальше в огромную погрешность, и вы никогда не пройдете к цели, вы будете с ней расходиться.
Из 8-й беседы об интегральном воспитании, 15.12.2011
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.