Сквозь очки интегрального видения
Вопрос: В методике интегрального воспитания особое внимание уделяется соотношению разума и чувства. В эгоистическом мире из-за большого отчуждения между людьми желания и мысли спрятаны глубоко внутри человека и чаще всего недоступны его сознанию. Наружу, как правило, он выдает негативные чувства: гнев, раздражение, обиды. Как правильно подключать чувства, чтобы они не были помехой общению между людьми?
Ответ: Дело в том, что в методике интегрального воспитания, в первую очередь, принимается во внимание факт, что чувства, желания – первичны.
Они возникают в нас неизвестно откуда и как. Все наши свойства разума, мысли предназначены для того, чтобы реализовать эти чувства, наполнить себя.
Наше основное желание – желание насладиться. Кем, что, как – это уже следствие. Насладиться! И поэтому весь наш разум развивается только в мере наших желаний и только для того, чтобы их обслужить. Большие желания развивают в человеке большой разум. Эгоизм, растущий из поколения в поколение и в течение всей жизни человека, развивает его разум.
Если мы возьмем животное, то через пару недель после рождения его развитие практически прекращается. Оно уже обладает всеми заданными инстинктами и приспосабливается к окружающей среде. Поэтому животное никогда не ошибается. Оно знает, как себя вести, каким образом себя сохранять, взаимодействовать с окружающей средой. Его разум и чувства инстинктивно находятся в равновесии. То есть тоже: желание – первично, разум – вторичен. Животное понимает, что может реализовать в своих желаниях, а что нет, и это соответственно ограничивает его разум.
У человека же здесь возникает большая проблема. Дело в том, что его эгоизм, развиваясь, выдает ему такие желания, которые он не в состоянии реализовать. Поэтому он закрывается, замыкается, ожесточается, конкурирует и т.д.
Если сопоставить его желания со всеми остальными желаниями (он и окружающая среда) так, чтобы они гармонично дополняли друг друга, тогда не было бы никаких конфликтов, и его разум раздвинулся бы до бесконечных границ.
Поскольку интегральное общество – это общество абсолютного включения всех во всех, то получается, что человек при этом обретает желания всего сообщества. Он понимает, чем живет все общество, и соответственно его разум становится уже не личностным, а интегральным, и он рассуждает исходя из него. Он как бы надевает на себя очки интегрального видения мира и понимает, что я и мир – это одно целое; то, что хорошо для меня и для мира – это одно и то же.
В таком гармоничном соотношении между ним и миром не существует естественно никакого противоречия. Он может спокойно раскрыться, не боясь ничего, и, соответственно с этим, все понимает, все видит, ощущает, принимает активное участие в каждом действии, во всем. У него исчезают абсолютно все причины быть недовольным, конкурирующим с кем-то и т.д.
Так что, нам надо подводить человека к этому состоянию, не ограничивая его желания, мысли, разум, а, действуя совершенно по-другому – изначально давать установку на то, что он включается в остальных, что создается некое общее желание.
Общность всех желаний – это и есть то новое, что мы создаём. Мы создаем систему "Адам" – наше общее желание и соответственно с этим наш общий разум. Возникает нечто интегральное над нами, и в этом мы существуем.
Таким образом, мы вообще не обращаем внимания на человека, а только на его направление, на его включение в эту общность – следующую ступень нашего развития. Мы его не ограничиваем, он не чувствует, что находится под каким-то прессингом. Он не должен ничего скрывать. Он остается практически таким, какой есть, а все его развитие направлено на интегральность.
Гармония между чувствами и разумом развивается по мере того, как он начинает ощущать всё большую и большую взаимосвязанность между собой и остальными, – то, что диктует нам сегодняшний мир, но к чему мы пока еще не готовы.
Интегральное воспитание предполагает дать человеку такую настройку, чтобы он начал ощущать "мы", общность, человечество, и поступать исходя из этого. Только тогда он будет чувствовать себя в свободном состоянии. Именно здесь проявится его свобода воли, свобода поведения, но только тогда, когда он будет включен в это.
Если же он выходит из этого состояния, то снова падает в свой мелкий эгоизм, и снова начинаются те же проблемы. Этим природа помогает нам, показывая, что только в интегральности можно найти отдохновение, а в замкнутости – личную тюрьму, несвободу.
Из 9-й беседы об интегральном воспитании, 15.12.2011
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.