Языковая специфика
Вопрос: В современной психологии есть несколько языков: допустим, прямая беседа или психотерапевтическая метафора, суть которой заключается в том, что для конкретного человека составляется сказка, где он побеждает свою проблему. Такая сказка, за счет этого языка, внедряется в сознание человека.
Я знаю, что при обучении людей вы используете разные языки. Где и как их лучше применять?
Ответ: У нас есть множество специфических статей об интегральном воспитании: о движении к интеграции, единении, о выходе человека из "я" в "мы", из "мы" в "один", где теряется даже "мы", а вместо этого появляется единство – просто единство. И в соответствии с этим – огромное количество примеров, образов.
Но у нас нет языковой классификации, потому что мы не используем психологический подход – тот, который практикуется сегодняшней психологией, хотя мы ее одобряем и рады, что она настолько развилась, что с ее помощью мы можем двигаться вперед.
У нас нет такой системы. Я надеюсь, что, когда психологи придут к нам, "оторвутся" от своих рамок, изучат наши, то создадут конкретные таблицы, рабочие тетради.
У нас этого нет. Потому что мы считаем, что наша работа настолько многогранная, в постоянно меняющемся обществе, при меняющихся обстоятельствах, что мы постоянно применяем совершенно разные материалы. Мы очень гибкие. Возможно, на одном уроке вы пройдете в одной групповой беседе, в одном обсуждении, несколько таких состояний, которые не уложатся у вас ни в какие четкие рамки последовательного поведения с группой.
Я вижу это на своих занятиях с учениками, когда веду фронтальную беседу, но с вопросами. Такая беседа включает в себя материал абсолютно разных уровней и разных образов.
Реплика: Одним из таких языков является язык шуток, юмора и т.д.
Ответ: Он используется постоянно, где это только возможно, и только в той мере, когда вы видите, что он может расслабить обстановку, помочь в сближении, потому что это является вашей единственной целью, т.е. здесь вы используете то, что помогает.
Юмор – это очень хорошо, потому что он расслабляет. Он освобождает подкорку и вызывает в человеке выход "из себя" – человек выходит на следующий уровень.
Юмор раскрывает совсем другие возможности общения, возможности мышления. Это как бы средство подъема на следующий уровень. Он настолько неконкретен, что в нем образуется уже следующая ступень нашего развития, и поэтому очень поощряется у нас.
Из 11-й беседы об интегральном воспитании, 16.12.2011
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.