Калейдоскоп вопросов и ответов
Вопрос: Обычно в школе учитель задает вопрос, а ученик отвечает. У вас совершенно другой подход: вы крайне редко задаете вопросы, и, как правило, ждете, чтобы их задали вам. Почему?
Ответ: Потому что, в принципе, я жажду, стремлюсь к тому, чтобы мое объяснение вызвало у ученика появление пустоты, пустых мест – вопросов познать, узнать.
Правильное объяснение не "затыкает" его, не дает наполнение. Оно раскрывает немного то, что я объясняю, и вдруг он наталкивается: "А почему же так? А вдруг не так, по-другому".
Я в свои объяснения как бы заранее вкладываю свои вопросы, возможность спросить, недоумение, вызванное моим объяснением. Я желаю, чтобы они нашли изъяны в моих объяснениях – это поможет им ухватиться за мое объяснение, лучше его понять и абсорбировать в себе. Это очень важно.
Поэтому, если я объясняю, и всем все понятно – нет вопросов, я считаю, что я ничего не объяснил, мне тогда очень плохо. Когда много атакующих вопросов – вот это не так, не отсюда, не сяк, – тогда это материал, который точно абсорбируется.
Реплика: Вопрос – он же не всегда вопрос…
Ответ: Переверните его, сделайте так, как вы считаете нужным для того, чтобы аудитория на этом научилась. Очень многие спрашивают, но точно не знают, как сформулировать вопрос. Мы понимаем, что здесь преподаватель должен помочь ученику и почувствовать его.
Я считаю, что если я выдаю информацию за какие-то 15-20 минут, а после этого вопросы занимают в два раза больше времени, то это – действительно усвоенный урок. Это очень важно.
Ты им как бы бросаешь приманку, а они ее проглатывают и цепляются за нее. Они должны с помощью этой приманки обязательно подобраться к тебе, ухватиться за тебя.
Ведь вопрос/ответ или объяснение начинаются с того, что у тебя что-то есть, а у них нет. И ты им стараешься передать то, что в данный момент ты решил передать.
Передача должна заключаться в том, что ты как бы дал им информацию, а в ответ они должны начать задавать любые вопросы, какие только возможно по всему материалу, который услышали (только услышали!) для того, чтобы его переживать, усвоить и полностью абсорбировать себе. И это все достигается только с помощью вопросов, причем самых разных и от разных людей.
Реплика: Чем отличается ответ, которым я затыкаю интерес человека?
Ответ: Я этого никогда не делаю. Я пытаюсь дать ответ, в котором специально затрагиваю, цепляю еще какую-то коварную область. Тут ученик сразу дает реакцию: "Да, а как это?" То есть ответ ведет его к другим вопросам.
Я хочу, чтобы весь материал, который я им дал за первые 15 минут, был затем со всех сторон пронизан вопросами и тогда это в них останется. Я помогаю им своими ответами задать новый вопрос. Правильный ответ несет в себе следующий вопрос, а правильный вопрос – это уже половина ответа.
Из 11-й беседы об интегральном воспитании, 16.12.2011
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.