Целостный подход
Вопрос: В детстве родители учили нас хорошо относиться друг к другу. И сегодня нам нужно такое окружение, которое продолжит ту же мысль. Но вы говорите также, что надо хорошо относиться к природе в целом. Что это значит?
Ответ: Разве мы не должны оберегать неживую, растительную и животную природу? Разве не надо ее любить? Любовь к природе означает, что я живу в ней не для того, чтобы использовать ее по максимуму. "Давайте взорвем гору, давайте высушим море, давайте поступать как нам выгодно…" Нет, мы ко всему должны относиться сбалансировано.
Экологи терпят крах, а мы добьемся успеха – потому что мы говорим: "Природа пребывает в равновесии. Так давайте, в первую очередь, на себе проверим, что это значит. Давайте между нами прочувствуем, каково это – быть сбалансированными, оберегать всю природу и брать у нее лишь то, что требуется нам для существования". Подобным, естественным образом поступают и животные.
Это часть интегрального образования. Благодаря ему люди, конечно же, будут правильно относиться, в том числе, и к экологии, к окружающей природе. Невозможно учить людей только хорошим взаимоотношениям между ними – нужно также обучать их доброму, правильному отношению к природе, к самому понятию "природа".
Ведь мы находимся в развитии, и кто-то движет нами, подталкивает нас. Откуда это идет? Что за силы нас развивают? Где заложено мое завтра? Пускай я с ним незнаком, но есть люди, которые раскрывают, ощущают его. Мы видим перед собой поэтапный, причинно-следственный процесс, мы видим, что природа последовательно развивается и каждая деталь в ней зависит от других. В свое время Эйнштейн очень хотел добраться до общей, универсальной формулы природы – так что науке эти положения известны, она знает о взаимном влиянии всех частей природы друг на друга.
Вот и мы не исключение. И потому, если мы учимся объединению, то единство это включает и природу в целом, вместе с ее всеохватывающим законом, который развивает нас и всё остальное. Ведь развивается не только человеческое общество, но и растительная, а также животная природа – только намного медленнее. Вся Вселенная пребывает в развитии. Куда оно устремлено? Мы не знаем, но факт остается фактом: Вселенная расширяется, претерпевает различные процессы, и все они не случайны, хотя нам пока непонятны. По мере своего продвижения мы убеждаемся, что здесь кроется великая закономерность.
В итоге мы видим, что все законы, очевидно, сплетены воедино, хотя от нас и ускользает связь между биологией, зоологией, ботаникой, минералогией, человеком, звездами и т.д. Мы не можем разглядеть связующих нитей, но, по сути, всё это – единая Природа, и она не делится на отдельные сегменты. А потому наш подход к ней должен быть холистическим, целостным. К тому же и сами мы – тоже ее неотделимая часть. Это диктует нам сама жизнь – факты исследований, а не чьи-то домыслы.
Существуют как бы два направления:
- можно сформировать доброе отношение к человеческому обществу – и тогда, ради нынешнего благоденствия, оправдать разорение Земного шара;
- можно, наоборот, поставить во главу угла охрану окружающей среды и пренебречь людьми.
Я же говорю: "Нет, подход должен быть целостным, "круглым", единым. От нас требуется единое отношение ко всему. Ведь человек – часть природы, а потому одинаково должен относиться и к обществу, и к семье, и к природе в целом. Мы обязаны достичь равновесия между всеми частями. Именно равновесие свойственно природе, и тем самым мы соблюдаем ее универсальный закон".
Так же уравновешены во взаимном движении и влиянии планеты, звезды и галактики. Так же любое вмешательство в земную природу отражается на различных ее частях. Вот и мы должны понять свое место в системе и выстроить соответствующее отношение.
Из 11-й беседы о новой жизни, 09.01.2012
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.