Сложности интегрального взаимодействия
Вопрос: Во время групповых занятий у людей возникает некоторая растерянность, потому что в интегральном взаимодействии требуются новые инструменты, механизмы, опыт. Человек привык жить и работать по определенной программе.
И вдруг выясняется, что программа убирается, люди остаются в кругу, и их задача – просто общаться друг с другом, познакомиться, увидеть другого человека. Они начинают тревожиться и спрашивать: "Скажите, что делать? Куда мы идем?".
Ответ: Дело в том, что они оказались замкнуты между собой, и необходимо выработать новый подход к их непривычному интегральному общению друг с другом.
Действительно, человек чувствует растерянность, тревогу. Он вдруг видит, что не готов к интегральному взаимодействию, потому что его воспитали иначе.
В таком взаимодействии, что интересно, раскрывается не просто зависимость друг от друга – здесь не может быть иерархии, а это очень сложно. Мы привыкли: он повыше, я пониже; я могу спрятаться, а когда надо - выйти и как-то заявить о себе – это наше обычное социальное общение.
А здесь получается, что нам надо создать новую платформу, которая должна быть между нами, а не внутри каждого из нас. Не расставлять людей по иерархии, когда каждый представляет собой какую-то часть, и из этого складывается социум. В интегральном взаимодействии, социум – это то, что мы создаем вне себя, как нечто вокруг нас, вне нас, между нами. Каждый входит в этот социум как интегральная частичка и растворяется в остальных.
Поэтому людям очень тяжело начать проходить на себе этот выход из себя: я – в обществе, внутри его, "я" и "мы" – одно и то же. И нет такого понятия как "я", и даже нет потом понятия "мы", потому что "мы" – это просто сумма, численный ряд. А интеграл – это такая сумма, в которой все элементы складываются так, что представляют собой не отдельные суммирующиеся единицы, а абсолютно новое целое, в котором пропадает индивидуальность и возникает общность.
Это сложное переживание, и не каждый человек способен его так быстро освоить, я бы сказал, выдержать или даже вытерпеть. Его надо перестрадать внутри себя, потому что тебе кажется, что ты отрываешься от себя. Ты входишь в группу и теряешься в ней: "Где же мое "я", все мои основы, базисные установки?". Здесь этого всего как будто нет, а получается нечто абсолютно общее. Причем это не "суммирование" нас, мы не приходим к какому-то общему мнению, – возникает новая общность, которая вдруг рождается из нас, но она имеет свое собственное существование.
Я понимаю людей, которые приходят к этому, – им становится немного не по себе. К этому надо привыкнуть.
Им нужна серьезная теоретическая подготовка и практические занятия. Мы должны показать им, что таким должно быть наше общество, которое зародилось из какого-то одного элемента, из некой изначальной капли семени где-то там, в глубине веков. Она разрослась до семи миллиардов, которые сейчас должны снова объединиться. Они не уничтожают себя и свою функциональность на материальном уровне, но все они должны прийти к состоянию, когда снова будут представлять собой единый образ одного единого существа.
Природа вынуждает нас именно к такому сближению, когда мы будем ощущать всё остальное и всех остальных как одно единое целое, включая, естественно, себя. Там не будет ни интегралов, ни дифференциалов, ни суммирования. Это будет нечто совершенно новое – новый социум, который вырастет из разобщенной жуткой картины кризиса нашего мира.
Из 17-й беседы об интегральном воспитании, 28.02.2012
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.