Пример обучения интегральной методике
Вопрос: Как правильно выстроить занятие по методике интегрального воспитания?
Ответ: Я не знаю, как это делают некоторые из моих учеников, которые договариваются о проведении круглых столов, всевозможных обсуждений и т.д.
Мой личный подход – это небольшая лекция, когда ты объясняешь людям, в каком новом, изменяющемся мире мы находимся; к чему идем; почему и как к этому пришли; что это не является чьим-то желанием, а именно вызовом природы; и что нам надо при этом делать. После этого я предлагаю им игру – давайте, попробуем…
Мы пришли к такому состоянию в природе, когда все, чем бы мы ни занимались, запущено и находится в разбиении, в падении, в запустении. Это – семья, воспитание, образование, культура, наука, экология, экономика, любые общественные отношения, здравоохранение, безопасность – то есть все, что угодно.
Казалось бы, мы умные, здравые люди, которым даны большие возможности, а на самом деле это все равно, что дать неограниченные возможности дикарю. Ты ему даешь самолет, а он превращает его, допустим, в сарай, в склад. Ты даешь ему машину, а он делает из нее туалет. Выходит, что нам даны огромные силы, возможности, а мы получаем всего лишь 1% их потенциала, потому что мы вот такие уродливые дикари.
Давайте попробуем, соберемся вместе, повернем стулья друг к другу, сядем в кружок по 10 человек – неважно, кто с кем. Не ищите своих знакомых или, наоборот, не пытайтесь удалиться друг от друга – все мы одинаковые. Сейчас к вам выйдут 20 организаторов, которые помогут сформировать группы по 10 человек и попробуем. А я буду и дальше с вами проводить это занятие.
Зачастую между лекцией и таким семинаром хорошо провести какую-то игру, которая немного сблизит людей: они, наконец, увидят друг друга, поскольку все остальное время смотрят на меня. У нас есть специальные игры, создающие общую благожелательную атмосферу. И тогда получается уже не лекция, а "тусовка".
А теперь из этой тусовки сделаем круги по 10 человек, и тогда можно уже работать с ними. То есть вы даёте людям какое-то задание, которое постепенно сближает их – допустим, обсуждение какой-то сближающей их темы. И вы всё время настраиваете их на то, чтобы они думали об общности, полностью отказавшись от мыслей, что между нами есть какие-то противоречия.
Вы можете в них "вбрасывать" любые темы: самые острые, самые страшные, поднимающие в каждом из них множество противоположных мнений, взглядов, притом очень острых. Но вы их предупреждаете: "Мы сейчас над ними поднимаемся".
Мы ни в коем случае не начинаем дискуссии о том, кто прав, кто виноват, и почему. Мы не ищем здесь поле боя между нами, чтобы поругаться или, наоборот, в чем-то убедить – мы никого ни в чём не убеждаем. Все правы или все неправы – нам не важно! Мы поднимаемся над этим в новое состояние!
– Давайте найдём между нами интегральность, общность.
– А как!?
– Допустим, мы должны, исправить нашу систему образования, или воспитания, или здравоохранения… Давайте сделаем совершенно новую систему, исходя из того, что все мы находимся в полной взаимосвязи. Давайте пофантазируем.
И тут они начинают мыслить по-другому, на следующем уровне – на уровне интегральности: как я могу сделать такой "вечный двигатель"? Они начинают выходить из своих обычных состояний, и вдруг начинают понимать, что - да, здесь существует возможность – потенциальная, очень далёкая, но возможность создания своеобразного "города Солнца".
После проведения нескольких таких семинаров, мы им предлагаем: "Давайте посмотрим, можно ли создать такую обстановку в каком-то регионе, городе, районе, микрорайоне, или даже просто в школе для наших детей? Давайте, исходя из интегральности, попробуем решить эту проблему".
И здесь вы уже начинаете более серьёзное дело – вы должны вовлечь всех в интегральное воспитание. Но у вас уже есть несколько сот человек, которые понимают, ощущают и видят, что здесь возможен ключ к решению проблемы, которая никуда не уходит, а только углубляется.
Я думаю, что подойти к внедрению интегральной методики можно именно так, а не сверху. Конечно, не исключается возможность убедить власть держащих и добиться от них помощи в использовании средств массовой информации, телевидения, в развитии интегральной культуры и т.д. Но, в принципе, это должно идти таким образом. Поэтому мы в первую очередь сейчас готовим просто армию лекторов, учителей, преподавателей, воспитателей и организаторов.
Из беседы об интегральном воспитании, 29.05.2012
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.