Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Принципы правильных примеров

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда создается искусственный интеллект, то он обучается на триллионах параметров – буквально на всем, что создало человечество на протяжении своего недолгого существования по космическим меркам. Других вариантов нет. Но все, созданное человеком, не сильно работало во благо себе. Как тогда загружать правильную информацию или правильно воспитывать, давать правильные примеры?

Откуда это брать, если весь набор примеров, существующий в мире человека, негативный, отрицательный?

Ответ: Нам неважно, положительные это результаты или отрицательные. Главное для нас – что мы можем согласиться с тем, что они такие. То есть на всех примерах, которые даются человечеству, я могу научиться и хорошему, и плохому.

Но речь, в принципе, идет о выполнении двух условий. Первое условие: действовать на благо всего человечества. Второе: не наносить невосполнимый вред природе.

Поэтому все, что загружается в человека, оценивается только на базе этих двух принципов и на их основании делается вывод – брать этот пример в использование или нет.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 31.07.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Проблема постановки цели

Непознанный механизм "черного ящика"

Искусственный интеллект и решение проблем

Что делать, если дети больше не звонят?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Из письма: "Уважаемый Михаэль Лайтман, жду от вас совета. Мы воспитывали детей, все им дали, а они исчезли и даже не звонят. Их нет в нашей жизни. У мужа началась деменция.

Я сама им занимаюсь, я буквально падаю с ног от усталости, нет уже сил. А детей наших нет, наши дети бросили нас. Почему такая неблагодарность?! Что мы делали не так?! Почему не смогли привить им какое-то элементарное уважение к нам?"

Ответ: Речь идет не об элементарном уважении. Может быть, дети где-то далеко, чем-то заняты, у них семьи, у них всё. А старики требуют к себе отношения, внимания. То есть я понимаю и тех, и других.

Современный мир не создан таким, чтобы мы жили вместе, несколько поколений вместе. Детям не уделяют внимание, не то что старикам. Ничего другого я от мира и не жду. Никак.

Или это сделается так, что люди будут работать полдня, и у них будет много времени, часть из которого они будут действительно уделять родителям, часть из которого будут уделять детям, и часть из которого будут уделять себе. 

Вопрос: То есть нам надо понять наших детей, которые удаляются так, своими семьями?

Ответ: Мы же сами подготовили для них такую жизнь.

Реплика: Но мы ведь немножко не так жили, я помню.

Ответ: Мы жили не так, потому что были в другом мире.

Реплика: Вы сами, кстати, все время говорили, что это хорошо, когда три поколения вместе живут.

Ответ: Это было, но сейчас это невозможно. Так что перестанем говорить о фантазиях.

Вопрос: Тогда вопрос о будущем: к чему мы так придем?

Ответ: Мы придем к тому, что нам придется этот мир действительно хорошенько перестраивать в то, чтобы он был более человеческим.

Реплика: То есть вы все-таки за эти добрые отношения так или иначе – человеческие.

Ответ: Так, чтобы все понимали, что они должны создать, какой мир они желают видеть. Но, конечно, это еще не сегодня и не завтра.

Вопрос: А что должно войти в человека? Какой мир он должен хотеть создать?

Ответ: Человек должен проникнуться желанием, состраданием, любовью, участием к другим. К другим вообще, не только к своим родным.

И когда он будет понимать всю эту систему, в которой мы все должны участвовать, тогда он сможет совместно с другими, с чужими людьми, создать такие системы взаимодействия, поддержки младенцев, детей, юношества и так далее, до стариков и всех прочих, когда всем будет хорошо.

Вопрос: Сейчас вы сказали ключевую фразу. Вы сказали, что человек должен понять вообще эту систему, внутри которой мы находимся. И тогда у него начнет все выстраиваться?

Ответ: Да, конечно.

Реплика: Это важнейший момент! Мы стратегически этого не понимаем.

Ответ: Нет. Мы не можем нарисовать себе эту картину.

Реплика: Мы можем произносить, что мир взаимосвязан, но эту картину мы не представляем себе. А мир такой.

Ответ: Он такой.

Реплика: И эти связи именно добрые.

Ответ: Эти связи добрые, и они не заканчиваются в этом мире! Они продолжаются и в следующем! И поэтому мы должны понимать, кроме этого, где мы находимся и как мы включаемся друг в друга, где тут происходит между нами такая комбинаторика, что нам никуда не деться, нам надо быть все время в хорошем состоянии друг к другу.

Вопрос: То есть я ухожу – возвращаюсь, ухожу – возвращаюсь. И всё в этой системе?

Ответ: Да, всё в этой системе. Это и называется, что смерти как бы нет, и всё – бесконечность.

Реплика: Это красиво! Как бы человеку это понять!

Ответ: Не надо, это очень тяжело.

Вопрос: Но он придет к этому пониманию?

Ответ: Да. Но надо быть к этому готовым, с другой стороны – что мы готовы это сделать, и мы понимаем, что так будет нам лучше. Что мы не будем смотреть на это как на огромную обязанность.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 31.07.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ненависть детей к родителям

Проблема отцов и детей

Как наладить связь между поколениями?

Что делать, если дети больше не звонят? (клип)

Из письма: "Мы воспитывали детей, все им дали, а они исчезли и даже не звонят, их нет в нашей жизни. Почему такая неблагодарность?! Что мы делали не так?!"

Когда любовь вредит

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вас спрашивают: "Что такое безусловная любовь? Как и почему она вредит и родителям, и детям?"

Ответ: Потому что абсолютная любовь детей не воспитывает. Дети должны понимать, что есть определенные условия для проявления любви.

А родители тоже должны чувствовать от детей какую-то отдачу: правильную – неправильную, верную – неверную, к себе – от себя и так далее. Чтобы между ними возникали какие-то правильные контакты, взаимные контакты. А не то, чтобы это было – просто люблю и все.

Такое отношение может быть к малютке, но не между взрослыми людьми. Даже не взрослыми, а когда дети уже подрастают. Тут должны быть взаимные отношения, построенные на притяжении и отторжении. Кнут и пряник. Дети должны понимать, что таким образом можно, а таким образом нельзя себя вести, что есть вознаграждение и наказание.

Вопрос: То есть когда говорят, что ребенок воспитан в любви, рос в любви, что это означает по-вашему?

Ответ: По-моему, ребенок растет в любви, когда он понимает, за что его вознаграждают и за что наказывают. Это называется в любви. 

Вопрос: А если она такая, абсолютная любовь?

Ответ: Абсолютная любовь – это ребенок будет калекой. Он не сможет жить с другими людьми, ему будет очень трудно в мире. Его избалуют настолько, что он ни на что не будет годиться. В итоге у него не будет ни друзей, никого из близких. Не знаю, сможет ли он иметь семью.

Вопрос: А можете сказать, почему?

Ответ: А он не чувствует, что обязан чем-то кому-то, и не будет правильно воспринимать отношение людей к нему. Ведь он должен быть в мире, в котором он связан с другими людьми получением и отдачей, а он к этому не готов.

И потому это будет просто несчастный человек. Его станут отторгать, не смогут с ним взаимодействовать, он не сможет взаимодействовать с другими. Ему будет очень трудно не ощущать себя уникальным.

Вопрос: Что такое правильное воспитание?

Ответ: Правильное воспитание – это уравновешенное отношение к ребенку от родителей, построенное на двух линиях: наказание и вознаграждение, милосердие и строгость.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 17.07.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что детям позволять, а что запрещать?

Воспитание человека будущего, ч.4

Средний путь в воспитании детей

Природный инстинкт

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: У людей, занимающихся каббалой, через какое-то время появляется некая черствость, как естественный эффект. Как эту черствость использовать правильно?

Ответ: Они такие, потому что дают тебе свободу воли.

Так и я веду себя со своими учениками. А иначе я их заставлю быть такими, как я хочу?! Нет. Они должны сами пройти каждый шажок, иначе не начнут ходить, не научатся ориентироваться в этом мире!

Маленький человечек изменяется под влиянием окружающей среды. Смотрит на других – всё, больше ему ничего не надо. Он видит ребенка на год старше себя – это для него ангел, это для него пример. Он смотрит на него и делает то же самое.

Автоматом заходит в детский сад и для него больше ничего не существует: они сели – он садится, они встали – он встает, они пошли куда-то – он за ними. Как обезьянка! Посмотрите, как этот инстинкт вводит нас в жизнь, помогает.  Смотрите, что делает природа!

Значит, надо использовать этот инстинкт. Это самое природное действие. Нам надо только попасть в правильную окружающую среду, в правильный "детский сад", научиться от хороших, правильных людей, и тогда все будет хорошо.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Безжалостные люди"

Когда любовь вредит (клип)

Что такое безусловная любовь? Как и почему она вредит и родителям, и детям?

"Я боюсь иметь детей…" (клип)

"Я боюсь иметь детей…"

Мечтать или не мечтать?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Ученые проанализировали опросы множества детей, проведенные десять раз с 1958 года по сегодняшний день. И обнаружили, что чем больше дети мечтают, тем успешнее они будут. Но в то же время подростки, которые ставят перед собой нереалистичные цели, в конечном итоге становятся более несчастными в свои 18-30 лет, когда сталкиваются с реальностью.

Вопрос очень простой: мечтать все-таки или не мечтать?

Ответ: Если человек не будет мечтать, то это будет животное.

Вопрос: А если это совершенно нереалистичные мечты? Мечты ребенка – они же такие…

Ответ: Даже если они нереалистичные, все равно мечтать необходимо. Ты не должен жить в мечтах и мечтами, но, в принципе, мечтать необходимо.

Вопрос: Что это такое? Что эта мечтательность развивает в ребенке?

Ответ: Это развивает в ребенке очень много свойств. Во-первых, он начинает представлять себе свою жизнь, какой бы он хотел ее видеть, что ему для этого надо менять в себе и меняться вообще, что бы он хотел в жизни, в мире поменять. И это все ставит его к миру лицом. То есть он уже не просто какой-то безвольный и всё принимающий индивидуум, а он действительно то, что хотел бы совершить в мире. 

ВопросТо есть эту реальность, которую видит ребенок, он хочет все время улучшать и жить в ней?

Ответ: Да, конечно. По крайней мере сделать под себя. Может быть, это не лучше, но под себя.

Вопрос: Почему же когда дети мечтают нереалистично, многие становятся несчастными в свои 18 лет?

Ответ: Это зависит от того, насколько он понимает, насколько он находится в критике своей мечты. Тут надо воспринимать все-таки разумно.

Вопрос: То есть в какой-то момент приходит мысль, что это только мечта?

Ответ: Да. Надо его обучить, это надо ему рассказать, объяснить. И он должен понимать, что от мечты до ее воплощения большой путь. Но, в принципе, часть из него он может реализовать.

Вопрос: В какой-то момент мечты начинают оставлять человека или все-таки человеку надо мечтать все время?

Ответ: Нет, дело в том, что человек в течение своей жизни, в основном, в юности, во взрослении, проходит много разных этапов. Основной этап из них – развитие гормональное, когда его уже тянет к созданию семьи или связи и так далее. И тут возникает очень много вопросов, которые находятся в противоречии с его более ранними мечтами, приземляют его. Но это для него не удар судьбы, а наоборот. Все это в виде развития.

Вопрос: Человеку надо продолжать вот так до старости мечтать?

Ответ: Обязательно!

Вопрос: У вас есть мечта?

Ответ: Есть мечта.

Вопрос: То есть вы так продержались? С мечтой вы шли?

Ответ: Нет, она менялась в течение жизни. Она становится все более и более трезвой, жизненно воплощаемой. Она остается, но она далека от той мечты, которая была у меня вначале.

Вопрос: А если у человека отрезано, нет никакой мечты, всё уже, – вот это что?

Ответ: Жаль его. Что ему тогда остается в жизни? Только лишь пенсия.

Обязательно надо мечтать, реализовывать свою мечту, хотя бы в частичном виде. Выбрать из нее то, что реально, и реализовывать.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 17.07.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что такое мечты согласно каббале?

Когда сказка станет былью

Что делать с мечтой, если все предопределено?

Мечтать или не мечтать? (клип)

Можно ли мечтать до конца жизни?

Материнский язык

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Большинство людей, кроме родного языка, знают еще какой-то язык. Почему, даже если ты будешь идеально знать иностранный язык, ты никогда не сможешь владеть им, как родным?

Ответ: Потому что изначальные сведения записаны в нас на родном языке, как например, в компьютере любая программа пишется на английском, а потом к нему добавляют дополнительные языки.

Точно так же в нас записываются наши первоначальные программы. Потому это называется "материнский язык". Человек получает его от матери. Никуда не денешься!

Реплика: Даже если люди долго живут в другой стране, выучили, допустим, английский или французский, им все равно легче выразиться на родном языке.

Ответ: Конечно, потому что так человек записал свое восприятие мира: это называется красным, это желтым, это так-то и т.д. Первично в нем записана эта информация. А вторые, третьи слои, другие языки идут как дополнительные, которые базируются на первом языке, что называется, мамином.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Материнский язык"

Какую грушу ты бы отдал?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Маленький мальчик сорвал с дерева две груши, принес домой. Мама спросила: "Можно мне попробовать одну грушу?". Мальчик задумался, а потом взял и надкусил обе. Мама подумала, что сын пожадничал и нужно провести с ним беседу о жадности. А мальчик вдруг протянул ей грушу и сказал: "Обе вкусные, но эта груша намного слаще".

Скажите, пожалуйста, как научиться лучшее передавать другому?

Ответ: У детей это вообще правильное состояние. Потому что для них надкусить, попробовать и потом отдать другому – это естественно… Так же, как маленькие дети вытаскивают изо рта соску и протягивают тебе в знак того, что любят.

Вопрос: Да, это точно! Но тут именно ударение на то, что он отдал маме лучшую грушу. Именно самую сладкую. Вы это и имеете в виду?

Ответ: Да.

Вопрос: Почему мы, взрослея, отдаем другому не самую сладкую грушу?

Ответ: Мы становимся умнее. 🙂 Это ребенок, у него нет еще большого эгоизма, и поэтому он делает это от чистого сердца. 

Вопрос: В чем наш ум, наше взросление? Я имею в виду, что взросление наше в том, что мы даем другому не лучшее, а себе оставляем лучшее. Вот это взросление?

Ответ: Конечно.

Вопрос: Почему это происходит?

Ответ: Потому что наш эгоизм обязательно поворачивает все на обратное.

Вопрос: А мы это осознаём?

Ответ: Мы это осознаём. Я помню это даже на себе, что где-то года в два я тоже так поступал – отдавал лучшее. А затем я должен был испортить. Подарили две открытки, сказали, одну из них передать моей двоюродной сестре, кузине. И я не знал, какую передать, потому что они обе были прекрасными, такими цветными, красочными, хорошими. Я должен был в ней что-то сделать – подогнул угол открытки, потер немножко и тогда передал. Я был уже умнее.

Вопрос: Но вы понимали, что сейчас делаете ущерб специально, чтобы спокойно отдать?

Ответ: Чтобы я знал, какую отдать, иначе я не мог из двух выбрать.

Вопрос: И чем дальше, это страшнее?

Ответ: Конечно!

Вопрос: А когда происходит это ощущение: "Что я делаю?! Как так можно?!"

Ответ: Это надо учиться много и на примерах. Это непросто.

Вопрос: Но это приходит к человеку или может так и не прийти?

Ответ: Это зависит от человека.

Реплика: То есть, может, приходит, и он тогда ужасается, что он хочет все время худшее отдать.

Ответ: Да. Ты видишь, я до сего дня помню этот пример.

Вопрос: Это заходит в сердце, оказывается.

Когда человек понимает это, ощущает, что он вот такой и он не хочет жить так, в такой природе, какими должны быть его действия? Вот ощутил я, что я худшее отдаю.

Ответ: Если это уже меняется у человека, и он начинает осознавать, то это уже дорога к исправлению, к самоанализу и так далее. Это уже дело крутое.

Вопрос: То есть я могу внутренне себе сказать, что я уже пошел по какой-то дороге?

Ответ: Наверно, да. Где-то уже подбираешься к самоанализу.

Вопрос: Я помню, вы рассказывали, как вы сидели с учителем, перебирали кофе. И вас это дело просто доставало, что надо перебирать каждое зернышко, каждое зернышко…

И вдруг ваш учитель сказал вам: "А ты думай, что вот это зернышко перебираешь для своего учителя, и из этого зернышка учитель будет пить кофе". А вот это для товарищей, допустим.

Скажите, в этот момент это дает силы? Вы же, в принципе, воспринимали своего учителя практически как отца. Это дает силы человеку?

Ответ: Я, откровенно говоря, в тот момент, мне кажется, этого еще не понял. Но в общем это, конечно, великий пример.

Вопрос: И ваш учитель Рабаш сам так жил?

Ответ: Он так жил. Я помню, когда он мне это говорил, я понял, насколько я вообще не в теме. 🙂

Вопрос: То есть когда человек понимает наконец-то, что он в теме, это значит, что он вышел на какую-то прямую, вышел на путь?

Ответ: Да, хорошо человеку дойти до этого состояния.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.06.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пусть лучше моя корова сдохнет, чем у соседа будет две

Благородство в нас заложено

Бутерброд с любовью

Под влиянием окружения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Говорят, что дети повторяют ошибки своих родителей. Они учатся у родителей, видят и повторяют их опыт. Почему так происходит? Можно ли исправить какие-то неправильные поступки?

Ответ: Так происходит под влиянием общества. Люди перенимают от других их образ поведения, тем более дети от родителей. К сожалению, родители, неправильно ведущие себя, передают это детям.

Нам надо быть ответственными за то, какие восприятия мы вызываем в наших детях, ведь они обязательно будут это повторять. Это – влияние окружения на человека, свобода воли.

Необходимо каждый раз подставлять себя под правильное влияние окружения, чтобы именно оно формировало нас.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Проклятие"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Основной фактор воспитания

Плод своего окружения

Каждому – подходящее окружение

Какую грушу ты бы отдал? (клип)

Какую грушу ты бы отдал?

Самое страшное наказание

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если в иудаизме наказания запрещены, то как избежать, чтобы человек не начал пользоваться тем, что его не наказывают?

Ответ: В иудаизме самым страшным наказанием всегда было общественное мнение, порицание, отлучение от общества, изгнание из него.

Детей специально воспитывали в любви и уважении к родителям и родным: "Вот это твои дальние родственники, это твоя община, твой народ. Ты обязан думать так-то, обязан помогать всем".

В обществе не должно было быть нищих! У каждого должна быть еда! Если умирает муж, обязательно помогать женщине, детям. Существовала обязанность выдавать всех девушек замуж, обучить детей грамоте и математике. Все обязаны учиться! И так далее, и так далее.

То есть создавалось огромное количество вспомогательных систем, типа сегодняшних социальных организаций. Это все существовало издавна, задолго до изгнания народа.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Тюрьма"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тюрьма – изобретение фараона

Перевоспитание человека в давние времена

Существует ли в каббале наказание?

Билл Гейтс: "Больше отдыхайте"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Билл Гейтс выступил перед выпускниками университета Северной Аризоны и не оправдал ожидания учителей, преподавателей. Вместо того чтобы сказать: "Учитесь усердно, продолжайте, будьте усердными учениками, больше работайте", – он сказал: "В вашем возрасте я не верил в отпуска, я заставлял всех вокруг меня работать долгие часы.

Я следил за сотрудниками: кто их них уходил раньше, а кто задерживался. Когда я повзрослел и стал отцом, я понял, что не надо тратить так много времени на работу. Больше отдыхайте, не давите на людей рядом, если им тоже хочется отдохнуть".

Вопрос мой такой: что это за посыл студентам – больше отдыхайте? И как вы к этому относитесь?

Ответ: Это значит больше уделяйте время творчеству. Потому что если ты будешь закапывать себя в работу, то ты не сможешь дать мозгу, себе, своим мыслям творческого направления.

Творческий человек должен жить, впитывая из воздуха, из окружения, из чего-то такого, что не в простой механической работе с усилиями. Он должен быть свободным, как и вообще всегда жила творческая интеллигенция. 

Реплика: То есть сам отдых – даже когда идешь по лесу и это отдых с одной стороны, а с другой стороны, это работа.

Ответ: Творчество. Конечно.

Вопрос: То есть вы вполне с ним согласны?

Ответ: Он правильно говорит. Творческий человек должен быть свободным. Иначе он ничего не изобретет и не даст движение, толчок прогрессу.

Вопрос: А если мы это переведем к воспитанию, к детям? Школа, которая основана на домашних заданиях, на выходе к доске, на ответах: "Скажи мне, что ты делал дома". И так далее, и так далее. Это все, вы считаете, не готовит творчество?

Ответ: Оно готовит технарей, которые могут работать, просчитывать, что-то делать, но творческих рывков у них не будет.

Вопрос: То есть вы за формулу творчества. А можно к этой формуле привести всех?

Ответ: Я думаю, что можно. Особенно в наше время уже и далее начинается период развития человечества именно в сторону творчества. И все меньше мы будем видеть производство и все больше тех, которые работают на уровне выше производства.

Вопрос: Вы говорите, что творчество заложено практически в каждого человека?

Ответ: Да.

Вопрос: Почему? Как это свыше заложили в нас эту точку творчества?

Ответ: Чтобы мы больше выражали то, что свойственно человеку, а не машине, не зверю и так далее.

Вопрос: То есть если мы видим, что человек уложил себя на механическую работу, это значит, он не нашел в себе эту точку?

Ответ: Да.

Вопрос: А она есть в нем?

Ответ: Она есть. Может быть, он ее ищет, но она еще не проявилась. И поэтому он пока должен заниматься или выбирает сам заниматься механической работой. Она ему, может быть, помогает, она ему как-то организовывает мысли.

Вопрос: Вы считаете, каждому человеку надо искать эту точку в себе?

Ответ: Я думаю, что если у человека правильный внутренний настрой, то он к этому придет.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.06.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Новый тренд: "Мы против работы"

Работать смысла нет

Миру нужны бездельники

Страница 10 из 401« Первая...89101112...Последняя »