Вопрос: В Нью-Йоркском университете провели новое исследование. Оно показало, что учебная программа государственных школ не работает. И было предложено культурно-чувственное образование.
Например, изучают классическую поэзию и не идет. Ее кладут на рэп, например, и вдруг все начинает работать. И они попробовали, это действительно начало работать. Появилась вовлеченность в учебу, разительные успехи в учебе. То есть было обнаружено, что в учебе отсутствует чувственная составляющая, и это разрушает все усилия.
Как вам такая идея, если создаются, например, арии по биологии, романсы по высшей математике? Вот если так учить и преподавать?
Ответ: Конечно, это будет понятней ученикам.
Вопрос: То есть не надо, чтобы они делали какие-то усилия понять?
Ответ: Ничего этого не надо. Зачем? Это должно войти чувственно и легко.
Вопрос: То есть мы должны под них работать, под ученика. Если ему хочется, пускай поет высшую математику. Как вам такая учеба? Вам нравится? Хотелось бы в такой школе учиться?
Ответ: Я думаю, что это помогло бы многим людям вобрать в себя математику, физику и так далее. Это все можно переложить на очень простые вещи.
Вопрос: Вы все время говорите о том, что главное – это даже не образование, а воспитательный процесс. Есть ли он в этом?
Ответ: Воспитательный процесс точно есть. Они этим обучают учеников, как учить других – младших и так далее.
Вопрос: А можно сказать, что когда они поют всем классом, то это процесс сближения?
Ответ: Сближения, адаптации. Конечно.
Вопрос: То есть всё, переложенное на совместное пение, на совместное действие, – собирается в "копилочку"?
Ответ: Конечно, да. Таким образом вообще можно достичь очень многих успехов. Но кому это надо, между нами говоря?
Вопрос: То есть вы считаете, что это так хорошо, что в результате никому не надо. А если бы это было плохо, то может быть, кому-то и понадобилось?
Ответ: Так устроен мир.
Вопрос: То есть мы не хотим, чтобы наши дети бежали в школу, хотели быть вместе в классе дружно…?
Ответ: Что толку с этого?! А там их поджидает какой-то громила, бьет, отбирает деньги на завтрак и еще что-то там. Я знаю, что так это происходит.
Вопрос: Разве нам не нужно такое мягкое воспитание?
Ответ: Нам нужно воспитание другое. Такое, при котором самые-самые дремучие ученики поймут, что надо быть в связи, в доброй связи между собой. А иначе их же общество их отторгнет.
Это самое страшное. Когда с тобой никто не здоровается, когда ты отвергнут, и на тебя все фыркают, и девочка, которую ты вчера обожал, проходит мимо тебя, задрав нос. Это всё очень хорошие воспитательные методы.
Вопрос: То есть эти методы, допустим, образовательно-воспитательные. А вы имеете в виду воспитательные именно вот такого плана, жесткого?
Ответ: Да, сначала, конечно, надо это. Если я не связан с коллективом добрыми узами, то мне ничего не поможет.
Вопрос: То есть вы говорите: "Выбросьте всё образование из своей головы, оно никому не нужно"? Я специально утрирую.
Ответ: Да, это "не утрирую". Это основа.
Реплика: "А возьмитесь за связь в классе, настоящую связь. И чтобы она была главным и основным? И к этому прибавьте всё образование, всё, всё, всё".
Ответ: К этому все остальное уже придет.
Вопрос: А это захотят воплотить когда-нибудь?
Ответ: Для этого нужны просто хорошие воспитатели, которые умеют войти к ученикам в сердце и правильно распределить между ними такие роли, и как-то создать такую атмосферу.
Вопрос: А сами преподаватели должны находиться друг с другом в этой атмосфере?
Ответ: Это, конечно, далеко. И куда нам воспитывать преподавателей! Но может быть, можно будет с ними договориться, чтобы сначала они объединялись в учительской, а потом такими шли в класс. И тогда мы получим хорошие результаты во всем. Доброжелательность в первую очередь, взаимопомощь, желание лучше учиться.
Вопрос: Тоже получим?
Ответ: Обязательно, потому что этим мы будем подводить других, и на нас будут фыркать наши же ученики. И так далее.
Вопрос: То есть наш класс должен быть лучшим, мы все вместе должны быть лучшими. Это вывод тоже оттуда?
Ответ: Да, но не давить на то, что мы должны быть лучше других.
Вопрос: А это могут взять в основу всё-таки воспитательные органы, министерства образования, воспитания?
Ответ: Нет. Это востребуется по-настоящему, когда ты сможешь хорошо платить учителям.
Реплика: Платить учителям – и тогда они будут вот так выстраивать процесс? Они же сами должны захотеть, чтобы такое происходило в классе. Правильно?
Ответ: Дело в том, что они долго на этом не продержатся. Потому что в них такого воспитания еще нет. Надо зажигать заинтересованностью.
Вопрос: Но деньги тут влияют серьезно?
Ответ: И материальная заинтересованность, естественно. То есть здесь две составляющих: материальная заинтересованность и идейная заинтересованность.
Вопрос: Идеей учителя могут зажигать друг друга?
Ответ: Я не думаю.
Вопрос: А вы же помните свою первую учительницу? Я помню, вы рассказывали с таким теплом.
Ответ: О! Это была особая женщина. Молодая. Она вышла замуж за военного, когда учила нас. Мы жили на краю военного гарнизона. Он ее часто встречал с работы. Помню, я махал ему рукой.
Она была очень-очень преданная нам, любящая нас.
Вопрос: Может быть, вот это залог настоящего успеха?
Ответ: Да. Но потом, на следующий год я уже перешел в другую школу. Пошла другая жизнь.
Вопрос: Если учительница вот так живет – любя класс, любя учеников… Или это тоже долго не продержится?
Ответ: Это у меня осталось на всю жизнь. Это детские впечатления.
Они дали мне пример, какой может быть первая учительница.
Вопрос: Мы начали с рэпа, с того, чтобы переложить на понятную для ребенка музыку, и тогда дело пойдет. Что нужно сделать, чтобы все-таки была эта атмосфера в классе?
Ответ: Если учительница или учитель могут доверительно говорить с детьми, то они запросто могут настроить детей на правильное отношение к учебе, к жизни, к другим.
Вопрос: Но так или иначе, как вы говорите, это должно пойти через ту связку, которая существует в классе?
Ответ: Да. Это главное, это основа.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 10.11.2022