Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Разум и чувства – что важнее?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы сказали, что до 13 лет человек воспринимает мир только в чувствах. А разум включается уже после 13 лет, когда он может анализировать все, что ощутил до этого?

Ответ: Примерно. В наше время это может быть не в 13, а в 25 лет, поскольку нынешнее поколение находится в запоздавшем развитии. Это отмечают все: психологи, социологи, статистика, опросы.

Наше поколение более инфантильное. Молодые люди желают оставаться дома, не хотят создавать семьи, брать на себя ответственность, предпочитают сидеть в кафе, уткнувшись в свои телефоны.

Реплика: Согласно нашему развитию, каждый человека, в принципе, ребенок. Он совершенно не воспринимает мир разумом.

Ответ: Мы воспринимаем все через чувства, хотя не можем себе в этом признаться, не понимаем этого сами, потому что наша материя – это желание насладиться, наполниться. 

Поэтому, прежде всего, мы чувственные датчики, а потом уже осознающие то, что мы чувствуем. Наше сознание вторично, а материя, то есть чувства, – первичны.

Наши чувства настолько владеют нами и довлеют над нашим сознанием, что мы просто этого не воспринимаем, не отдаем себе отчет. Мы не можем выйти из этого, наблюдать со стороны, исследовать. Я даже не пытаюсь объяснять это людям.  

Только лишь те, кто начинают обретать второе чувство – свойство отдачи вместо свойства получения, могут подсчитать, осознать, оценить, взвесить, насколько они находятся в свойстве получения и в соответствии с этим, как могут собой управлять, взвешивать и так далее.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Разум и чувства – что важнее?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Разум – связь между частичками чувств

Разум и чувства в духовном развитии

Чувства – первичны, разум - вторичен

Возвращение в лоно Природы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Допустим, человек совершил какой-то проступок. Как мы можем помочь ему? Нравоучениями? Ведь существует куча методик.

Ответ: Мы можем помочь ему привлечением к себе и соединением с другими. Привлекать к нам, чтобы был в коллективе, взаимодействовал со всеми. Пытаться адаптировать его к этому – вот и всё.

Что тут непонятного? Все люди, которые читают мой блог или слушают меня, сразу же поймут эту элементарную истину.

Что, я должен затоптать его в грязь? Я же при этом не исправляю его. Я должен быть настроен на исправление! А каким оно может быть, если не возвращением блудного сына в лоно матушки интегральной, совершенной Природы?

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Идеальное наказание"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вопреки эгоистической природе

Не наказание, а исправление

Наказание за плохие поступки

Школу сотворил дьявол?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Цитата: "И сотворили школу так, как повелел дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Он не может сидеть без движения, поэтому его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям.

Он любит говорить – ему приказали молчать. Он стремится понять – ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам исследовать и искать знания, но ему дали их в готовом виде. И тогда дети научились тому, чему никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться".

Это сказал в начале века швейцарский педагог, публицист Фарьер.

Ответ: Сегодня актуально также.

Вопрос: Почему взяли эту свободную птицу, ребенка, и засунули в клетку?

Ответ: Потому что для нас, взрослых, так проще и понятнее. Силой надавить на ребенка и заставить его быть в наших четырех углах и всё.

Вопрос: Что мы забираем тогда от него?

Ответ: Мы забираем у него свободное развитие и души, и сердца, разума и даже физического развития. 

Вопрос: Это, вы считаете, самое важное в человеке?

Ответ: Я считаю, что ребенок должен расти свободным. То есть он должен сидеть и слушать старших, но ему должно быть это интересно. И он должен больше времени гулять с товарищами. Одновременно с товарищами и с учителем. Выходить в поле, ковыряться в каких-то машинках, в больших машинах. Еще что-то такое. То есть надо воспитывать отрока по путям его.

Реплика: Вы считаете, это важнее, чем, допустим, засадить его за физику, за алгебру.

Ответ: Это ничего не дает. Только единицы продираются сквозь это и только лишь потому, что они хотят быть выше других.

Вопрос: То есть знания вас меньше всего интересуют?

Ответ: Да. Нам это не надо.

Вопрос: То есть знания меньше всего. А вот то, что вы сейчас предлагали, что это дает ему? Это раскрепощает его?

Ответ: То, что я предлагаю, развивает ребенка в естественном потоке его занятий. И в таком случае он изобретет все, что угодно. Не какие-то самолеты-вертолеты, а космолеты, основанные совсем на других принципах, – как мы сейчас думаем, которые, наверное, есть у тех, кто нас иногда посещает. И так далее.

То есть раскрепощенность даст идеям свободу, и мы еще не знаем, что существует в ребенке. А в нем целые миры.

Вопрос: Вы говорите о свободе. В чем принцип этой свободы для ребенка?

Ответ: Принципы этой свободы – свободный контакт с природой, рассуждения, выводы, споры со взрослыми и со своими сверстниками. Это все очень необходимо для правильного развития людей. Иначе ты их просто помещаешь в какой-то квадрат, в куб, и они оттуда не могут выбраться уже всю жизнь. Ты делаешь их мышление формальным.

Вопрос: И тем самым ты останавливаешь весь прогресс?

Ответ: Да.

Вопрос: Что это требует от учителей?

Ответ: Это требует от учителей стать другими, не этими учителями, которые есть у нас сегодня. Это нам надо все переделывать и в течение многих лет. Но зато мы придем к совсем иным результатам.

Вопрос: Осознавая это, мы когда-нибудь придем к тому, что надо все поменять? Министерство образования…

Ответ: Через большую революцию.

Реплика:  Вы же понимаете, тут включается всё, вся бюрократическая система…

Ответ: Вся!

Реплика: Она не захочет…

Ответ: Я же не говорю о том, что захочет или нет, что надо воевать за это или нет. Я ни к чему не призываю.

Вопрос: А как это произойдет?

Ответ: Не знаю. Я просто говорю о том, что верно.

Вопрос: А могут сверху взять и поменять нам мышление?

Ответ: Сверху всё могут. "Сверху" – я не имею в виду правительство.

Вопрос: То есть высшая сила может взять и повернуть мышление?

Ответ: Да.

Вопрос: В каком случае она сделает это?

Ответ: Я не могу этого утверждать, но мне кажется, тогда, когда мы полностью разочаруемся в том, что имеем.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.09.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

10 причин, по которым дети не хотят ходить в школу

Школы быть не должно

Как гениальные дети теряют гениальность

Вопреки эгоистической природе

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему в природе заложена такая особенность: если человек совершил какой-то проступок, его обязательно надо наказать?

Ответ: Это не наказание, а исправление. Только люди наказывают друг друга просто так, а Природа наказывает по своей программе, потому это называется исправлением. Она таким образом подгоняет тебя делать то, что ты еще не выполнил.

Реплика: Но я спрашиваю про природу человека, его стремление наказывать других. Если кто-то совершил что-то – обязательно его надо наказать, посадить, линчевать.

Ответ: Так проявляется эгоистическая природа человека – сделать другому плохо. Ведь в соответствии с этим я чувствую себя хорошо, поскольку живу, постоянно сравнивая себя с другими.

Вопрос: А как это должно быть?

Ответ: В результате должна быть совершенно иная система: только взаимная помощь в дополнении друг друга до уровня Творца, объединение, взаимное поручительство, потому что все мы являемся частями одной души.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Идеальное наказание"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не наказание, а исправление

Наказание за плохие поступки

Не наказание, а перевоспитание

Почему мы не помним себя в младенчестве?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мы знаем, что рождение – это очень эмоциональное, сильное событие для ребенка. И через какое-то время он уже может видеть, слышать, обонять, чувствовать. Но об этом событии никто не помнит.

У нас не только нет воспоминаний о самом рождении, но и о первых двух годах жизни, времени, когда мы учились ходить, знакомились с мамой, с папой, с семьей, с окружающей средой, произносили свои первые слова.

Мы более-менее помним все наши эмоциональные всплески в жизни, чувствуем их, а вот это не помним. У нас как будто абсолютно отрезают этот период. Почему?

Ответ: Человек начинает ощущать себя уже в возрасте, когда он становится действительно человеком. Это уже в 12-13 лет, может быть, даже и чуть-чуть позже.

Вопрос: Вы говорите сейчас о каких ощущениях? Я, например, помню себя в четыре года.

Ответ: Да, это верно, но это не ощущение своего "я". Это ощущение, что я существую, и запоминаешь какие-то картинки, какие-то сценки из тех времен. 

Вопрос: То есть вы говорите, что "я" растет в человеке, и в какой-то момент оно говорит: "Вот сейчас вы будете всё помнить"? А то "я", которое там было, меня маленького – это еще не "я"?

Ответ: Да.

Вопрос: А когда проявляется мое "я", что это означает? Чего оно требует? Почему вдруг такие яркие краски начинают проявляться?

Ответ: Это когда появляется связь с другими людьми, и особенно гормональное влечение (в 13-14 лет). Тогда человек начинает формироваться полностью. Все его как бы уровни уже включаются в осознание мира и себя. 

Вопрос: Это "я" для чего проявляется в человеке и начинает дальше вести?

Ответ: Чтобы он себя исправлял, чтобы он себя поднимал. Чтобы он понимал, для чего он существует. С этого времени с человеком уже можно начинать работать.

Вопрос: А для обычного человека "я" – это совсем другое.

Ответ: Потому что этому нас не учат!

Меня тоже не учили. Но я помню, как я задавался этим вопросом: "А дальше что?" А ничего. Всё. А дальше ты пойдешь в школу, в институт и так далее.

От того, что у меня не было ответа на этот вопрос, я и учиться не хотел, и вообще ничего не хотел. Я был довольно-таки часто в состоянии апатии.

Вопрос: Потому что не было ответа? Ответ возникал из этого "я", которое требовало роста?

Ответ: Конечно. Для чего я живу, зачем? Это было страшное ощущение, что бессмысленно, бесполезно, а тебя заставляют.

Вопрос: То есть на самом деле наша жизнь – это формирование вот этого нашего "я" в человеке? Во что оно переходит, в конце концов, это "я"? Во что оно превращается?

Ответ: Оно превращается в индифферентность, в апатию. И существует, потому что существуешь. Есть люди, которые не замечают этого. Для них хорошо, они с радостью живут, приобретают, строят, рожают и так далее. Для них так и жизнь проходит.

Вопрос: Существует связь этого "я" с той высшей силой, о которой вы все время говорите?

Ответ: Да. В вопросе: "Для чего?". Этот вопрос транслируется свыше каждому, но в каких-то дозах. В ком этот вопрос возникает серьезно, тот, очевидно, может его развить и получить ответы.

Вопрос: Если так помыслить, пофантазировать, – сверху существуют вот эти "ниточки", сверху до "я" человека?

Ответ: Да.

Вопрос: А как определить, когда какое "я" сыграет, когда какое "я" выпрыгнет?

Ответ: Для этого надо раскрыть душу, то есть всю свою связь с высшей ступенью. И тогда ты узнаешь, почему тебя дергают именно так, а не по-другому.

Вопрос: И именно в это время?

Ответ: Во всем.

Вопрос: Это запрограммированно – какое "я" выпрыгнет, какое будет притуплено чуть-чуть?

Ответ: Абсолютно всё.

Вопрос: То есть все "я", всех восьми миллиардов?

Ответ: Конечно! Начало творения, конец творения и его промежуточные состояния – практически все они заранее известны. Неизвестно только одно – каким образом человек в своей реализации свободы воли реализует свое личное участие во всем этом.

Тут реализация не прописана заранее, а дается человеку.

Вопрос: То есть на самом деле что-то все-таки зависит от человека?

Ответ: Да.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 18.08.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что такое "я" человека?

Мое "я"

Мое "я" с каббалистической точки зрения

Что нужно делать, чтобы ребенок не убивал кошек (клип)

Из письма: "Я в ужасе от того, что произошло! Мой сын присутствовал при том, как его друзья убивали камнями дворовую кошку, а потом повесили ее".

Родители, зачем вы меня родили?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Девушка подала в суд на своих родителей из-за того, что появилась на свет без ее согласия. Как будто бы она как-то могла согласиться. И вначале даже выиграла суд.

Дальше я привожу цитату этой молодой девушки с ее сленгом: "Пару месяцев назад я засудила родичей за то, что они родили меня без моего разрешения. И прикиньте, я выиграла. Суд обязал их выплачивать мне по пять штук ежемесячно на покрытие моих расходов.

А потом они подали апелляцию. И сейчас они могут мне ничего не платить. А мне, блин, надо искать себе работу. А где мне опыт взять, интересно? А где мне взять высшее образование? И как, интересно, я буду оплачивать свои счета? Короче, нефиг вообще рожать, если вы не готовы помогать своим детям".

Ответ: Отчасти она права. Только смотря в каком объеме и до какого возраста помогать. Потому что, если ты рожаешь, ты берешь на себя ответственность.

Реплика: Но она уже взрослая девушка. Такая, которая может и поучиться, и поработать немножко. Но вот это отношение к миру, в котором человек просто не хочет находиться.

Ответ: Я ее понимаю. Если она действительно не хочет относиться к миру и сожалеет о том, что она существует, то ее претензии к родителям, в общем-то, могут быть поняты. 

Реплика: Что это за такие претензии к родителям?! Они поддерживали ее как могли. И вот в какой-то момент перестали поддерживать. В какой-то момент она должна их поддерживать. Что за претензии такие?!

Ответ: Но это зависит уже от общества, от воспитания.

Реплика: У многих возникает такой вопрос: "Зачем я родился?" Одни предъявляют претензии родителям: "Зачем вы меня родили?", а другие задают вопрос: "Зачем я родился?". И вы все время ратуете за то, чтобы возник в человеке этот вопрос.

Ответ: Конечно. Чтобы человек выяснил, для чего рождается человек – конкретно.

Вопрос: А к кому он должен отправлять этот вопрос?

Ответ: К себе. А к кому еще? Что родители знали об этом? Тоже ничего. И я ничего не знаю. Но у них нет вопросов, а у меня есть. Вот и выясняй.

Вопрос: А если я себе задаю этот вопрос, я в себе могу найти ответ?

Ответ: Да. Этот ответ можешь найти ты и только в себе.

Вопрос: И какой он будет?

Ответ: То, что найдешь. Ищи смысл жизни.

Вопрос: Когда человек задает себе этот вопрос, и ему, например, приходит ответ, в какой момент он уверен, что этот ответ правильный? Есть такая уверенность у человека?

Ответ: Пускай ищет. И будет отбирать все возможные вопросы и ответы, которые будут у него при этом возникать, и он докопается до чего-то интересного.

Реплика: Если человек, допустим, не ищет ответ на этот вопрос, а вот так живет в этой жизни и все. У него нет таких падений и подъемов.

Ответ: Нет – очень хорошо, пускай живет спокойно. А у человека, который ищет ответ в себе, уже действительно просыпается желание, настоятельная потребность узнать о себе, о своей истории, своей судьбе: откуда я, куда я, для чего я и так далее.

Вопрос: И вы это приветствуете?

Ответ: Конечно. Он может стать Человеком. То есть понимать: для чего он, и какая же тайна в нем находится.

Вопрос: То есть счастливый человек для вас – тот, который ощущает подъемы-падения, подъемы-падения в поиске смысла жизни. Большие подъемы и большие падения?

Ответ: Да. Зато он человек.

Вопрос: И это счастливый человек?

Ответ: Я не знаю, счастлив ли он.

Вопрос: А когда он будет счастлив?

Ответ: Когда докопается до своей сути: ради чего он существует.

Вопрос: А счастье может быть постоянным, если он дойдет до этой сути?

Ответ: Да, тогда он будет в постоянном счастье. Потому что он сольется именно с тем вопросом и ответом, который себе задавал.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 18.08.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зачем рожать детей в этом страшном мире?!

Что делать, если дети хотят денег

Не хотите детей – верните деньги

Преимущество интегрального воспитания

каббалист Михаэль ЛайтманВ мире существует огромное количество ненужных профессий. Человека надо освобождать от них, иначе он полностью засорит землю. Его надо переводить на интегральное воспитание.

По подсчетам, 75% работающих людей занимаются совершенно ненужным трудом. Гораздо лучше, если бы более 90% населения Земли вообще перестали что-то делать, сидели бы и потребляли. И людям, и экологии было бы лучше. 

Так что методика интегрального воспитания настоятельно необходима, чтобы привести в порядок экономику, сделать ее нормальной, экономичной и освободить людей для того, что действительно необходимо.

Наше соответствие природе, которое можно достичь интегральным воспитанием, приведет всю природу и нас в порядок, т.е. в гармонию, и все проблемы, которые мы видим сегодня в мире и называем кризисом, на самом деле станут рождением нового человечества. В принципе, истинный смысл слова кризис – это "рождение", а не нечто отрицательное, что мы понимаем под этим термином.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Вложить частичку себя"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Система интегрального воспитания

Чему будут учиться 70% населения Земли?

Привести весь мир к равновесию

Каким должно быть отношение к обидам (клип)

Обиды долго помнятся и зачастую по-настоящему отравляют жизнь. Можно ли не копить обиды в сердце?

Что делать с людьми-нарциссами? (клип)

В наше время нарциссизм уже приобрел характер эпидемии.

Как уравновесить боль

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Известно, что эмпатия – это способность чувствовать мир другого человека как свой. То есть мы буквально способны чувствовать чужую боль. Психологи говорят: если мы испытываем эмпатическую боль в течение длительного времени, то часто наступает эмоциональное истощение.

Так происходит у пожарных, у работников скорой помощи и так далее. Говорят так: "Испытывая эмпатию, мы чувствуем чужую боль. Испытывая сострадание, мы тоже чувствуем чужую боль, но способны переносить ее. Потому что сострадание – оно с любовью. В этом вся разница".

Ответ: Верно.

Реплика: В словаре написано: эмпатия – это способность человека чувствовать эмоции, которые соответствуют эмоциям другого. А вот сострадание – это сочувствие чужому страданию.

Ответ: Это переселиться как бы в другого и почувствовать его переживания.

Вопрос: Как в себе выработать это? Если бы это чувство было выработано, мы жили бы по-другому.

Ответ: Да, мы бы тогда воспитывали. Я думаю, что это возможно. Просто мы этим не занимаемся. А вообще люди с 13-14 лет уже могут совершенно четко проникаться страданиями другого. И тогда их надо к этому воспитывать. 

Реплика: Это бы изменило мир абсолютно, полностью.

Ответ: Конечно, несомненно.

Вопрос: То есть можно воспитать сострадание в человеке?

Ответ: Понимание сострадания другому можно воспитать, дать человеку понять, как это воспринимать. Вплоть до того, что человек сможет в своем сострадании с другим делить эти страдания другого, брать их частично на себя и этим нейтрализовывать страдания другого.

От того, что ты их нейтрализуешь тем, что участвуешь вместе с ним, сочувствуешь, сострадаешь, ты этим постепенно делишь его страдания на множество частных частей, и таким образом он успокаивается. И ты можешь таким образом привести весь мир к равновесию, к внутреннему состоянию, которое уже может называться блаженством.

Вопрос: То есть поделенное сострадание на всех жителей Земли даст такое блаженство для мира?

Ответ: Да. Это и есть то, чего мы должны достичь в нашем единении. Потому что, в принципе, впереди у нас очень серьезные проблемы. Ведь эгоизм растет, и высший свет раскрывается относительно эгоизма всё больше. То есть относительно нашего эгоизма мы будем ощущать всё бо́льшие и бо́льшие давления такие, что если мы не сможем объединиться и разделить это всё между нами, то мы не сможем вынести.

Вопрос: Основа того, что вы говорите все время: "Единство, объединение, добрые мысли, добрые связи" – это именно сострадание?

Ответ: Да. Это практически даже не сострадание. Это деление всего огромного страдания, противоположности огромного желания и огромного света, которое должно заполнить это желание, и отсутствие намерения "не ради себя", которое позволяет наполнить желание светом.

Вопрос: То есть можно наполнить только, если ради других?

Ответ: Да. И поэтому получается, что здесь нам необходимо это равновесие. Это все может быть только на понимании того, как научиться сострадать. Делить противоположность между абсолютным наполнением и абсолютной пустотой на всех.

Естественно, получится ничуть не меньше, ничуть не хуже. Но если мы захотим, чтобы это так разделилось, то само противоречие исчезает. Вот в чем заключается особое свойство единения.

Вопрос: И вот тогда наступает эта благодать?

Ответ: Да. Тогда это ощущение противоположности, невозможности, внутреннего крика обращается в утоление, в нечто высшее, наслаждение. Там уже нет разницы между огромной болью и огромным наслаждением. Там они соединяются.

Вопрос: И чем тогда становится боль в таком случае?

Ответ: Наслаждением. Потому что ты уравновесил их между собой.

Реплика: Это вообще высокая вещь.

Ответ: Так оно и происходит – на высоте.

Вопрос: Так боль нам дана для того, чтобы превратить ее в наслаждение?

Ответ: Да, конечно.

Вопрос: И самая большая боль – в результате, это самое большое наслаждение?

Ответ: Да. Если ты умеешь сопоставить эти противоположности, то ты получаешь наслаждение.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 06.06.2022

Памятник стыду

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Известный психолог Михаил Лабковский говорит так: "Стыд называют дискретной эмоцией, то есть такой эмоцией, которую человек старается скрыть. Поэтому стыд токсичный и вредоносный.

Представьте, что ваш стыд – это цветок в горшке, и вы постоянно его подкармливаете и удобряете. И в итоге это маленькое растение разрастается в огромный баобаб, ведь вы потратили на него такое количество ресурсов. Поэтому со стыдом надо работать, а иначе он поглотит всю вашу личность".

Вопрос: как с ним работать? И вообще, не подкармливать его, не поливать или, наоборот, поливать, подкармливать, и пусть будет?

Ответ: Только взаимоотношения между человеком, как цветком, с другими цветками, с другими людьми во взаимном ограничении, во взаимной помощи и так далее поможет всем органически развиться и собрать такую хорошую клумбу.

Вопрос: Где здесь место стыду?

Ответ: А оно внутри, между ними. Есть и стыд, и гордость, и радость, и печаль, и все прочее.

Вопрос: Надо к нему как-то относиться? Что с ним делать, со стыдом?

Ответ: Управлять им! Если бы не было стыда, так кем бы мы были? Мы были бы животными. 

Стыд – это то, что отличает человека от животного. Это разница между двумя этими ступенями. Если я не стыжусь, то я как животное. Неважно, от чего и как.

Стыд – от того, что я не такой, как он, не такой умный и т.д. Стыд – это то, что сдерживает меня не потерять хотя бы тот уровень, на котором я нахожусь.

Вопрос: А мне надо его растить?

Ответ: Обязательно надо. Обязательно заботиться о том, чтобы стыд мой соответствовал тому уровню, на который я хочу подняться каждый раз. А иначе он меня не удержит.

Вопрос: То есть получается, что именно стыд меня подталкивает на этот уровень?

Ответ: Да, это сдерживающая сила и подталкивающая сила. Сдерживающая от падения и подталкивающая к возвышению.

Вопрос: Почему же тогда психологи все время говорят: не растить его, придавить его? 

Ответ: Я не знаю. Для них есть такие свойства в природе, которые они считают отрицательными. А для меня отрицательных свойств нет, они все положительные, и все надо правильно использовать.

Вопрос: То есть правильное предложение здесь было бы: "Нужно правильно использовать этот стыд, который есть"?

Ответ: Конечно!

Вопрос: И знать, что это положительное свойство?

Ответ: Да. Я спрашивал об этом, и много говорил об этом со своим учителем Рабашем. И он говорил, что стыд – это специальное творение Творца. Специальное изобретение Творца. Чтобы люди стыдились. Это для них как индикатор того, что они куда-то уходят от своего пути. 

Ты представляешь, у тебя есть компас, направляющий тебя на цель, которую ты не видишь, которая далеко, и ты во тьме во всех непогодах. И как ты идешь? Стыд тебя держит на месте, ты все время можешь направить себя на Творца, и стыд тебе в этом поможет. Ни вправо, ни влево. Он будет тебя держать.

Посмотри на человека, как даже в нашем обычном мире, эгоистическом, таком прагматичном, грубом и так далее, существуют люди. Они все-таки пытаются держать себя друг относительно друга в каком-то приличном состоянии. Это же стыд! Причем, это на каждом уровне, в каждый момент времени. Это то, что нас держит.

Ты представляешь, насколько мы отличаемся от животных! У них вообще отключено это состояние. Они действуют только – что мне лучше в каждый момент. А у нас включена еще одна система – как я себя веду, как я себя показываю со стороны.

И это то, что отличает нас. Это то, что в нас называется человеком. То есть стыд – это то, что формирует человека из животного.

Реплика: Красиво. Вы сейчас такой памятник стыду создали.

Ответ: Поэтому мы должны в школах, в воспитании использовать это. Рассказывать, объяснять, показывать, психологически развивать в человечестве чувство стыда.

Ничего этого нет. Наоборот, чем я более бесстыдный, я могу этим хвалиться, бравировать, и будет считаться, что я особенный.

В этом отличие между интеллигентным воспитанием, правильным подходом к жизни, к миру, к людям, и таким сугубо открытым, эгоистическим.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 30.05.2022

Школу сотворил дьявол? (клип)

"И сотворили школу так, как повелел дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Он не может сидеть без движения, поэтому его принудили к неподвижности. Он любит говорить – ему приказали молчать". Адольф Ферьер

Мы не можем быть как финны

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что вы вкладываете в понятие "воспитание нового человека"?

Ответ: Воспитание нового человека – это самое главное. Чтобы он понял, что человечность, объединение – это самое главное. И по возможности нашего объединения мы можем судить о развитии общества.

Реплика: Мы не говорим об одной нации, об одном государстве...

Ответ: Нет, мы говорим о глобальном объединении. Но тут надо принять во внимание, что если ты говоришь о финнах, то ты принимаешь там целый народ. А если ты берешь Америку, то не можешь от них требовать быть такими же, как финны. И поэтому там есть такой раздрай между ними всеми. Но все-таки по тому уровню связи, которая есть в обществе, насколько уровень связи превышает разногласия в обществе, они впереди.

Вопрос: Получается, что единственный и главный принцип – это уровень связи?

Ответ: Да. Создание ровного общества, где нет больших, маленьких, тупых, умных – никаких. Сколько заработал – столько твое. Будь самым большим, самым богатым, каким угодно, но это твои руки сделали и твоя голова. И поэтому к тебе, в принципе, претензий не будет предъявлять никто. 

Поэтому американцы более-менее согласны с тем, что у них неравноправие. Потому что это неравноправие зависит от них самих. Никто никак не диктует другому.

Вопрос: А разве это хороший принцип – "сделай себя сам"?

Ответ: Конечно. Человек должен учиться, он вкладывает в общество, желает, чтобы его уважали. Он доказывает всем, что он необходим, нужен, пригоден и так далее.

И поэтому, когда создают какие-то механизмы, приборы, научные открытия и так далее, это все отражается затем на результате. То есть уровень связей определяет всё.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 14.04.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Нельзя всех стричь под одну гребенку

Воспитание в обществе будущегоа

Правильное воспитание человека

Нельзя всех стричь под одну гребенку

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы все время говорите, что связь должна быть доброй, с уровня любви.

Ответ: Должно быть взаимное дополнение в обществе всех ко всем. До такой степени, чтобы каждый мог выразить себя, и все это воспринимали правильно.

Ничего другого. Никто не заставляет тебя быть как все, стричь всех под одну гребенку, всем устраивать какой-то общепит. Каждый не равен всем, и каждый делает все для того, чтобы быть как все в общественном продукте.

Вопрос: Вы все время говорите, что существует влияние на нас высшей силы природы, которая нас потом формирует. Она как будет к этому относиться?

Ответ: А природа не желает нас видеть постриженными под одну гребенку. Ни в коем случае. Она нас поэтому и создает разными. Мы все же настолько разные по тысяче параметров. Природа не желает, чтобы мы были абсолютно одинаковыми.

Поэтому нам надо быть именно такими. Каждый выделяет себя, и все свои наилучшие качества показывать, проявлять перед обществом. А общество довольно такими людьми, должно их поощрять. И они таким образом дополняют друг друга, и общество богаче. 

Вопрос: А моя индивидуальность, индивидуальность каждого должна быть для общества или как?

Ответ: Я думаю, что иначе не может быть. А для чего она может еще применяться? Мы находимся в таком веке, когда все, что бы мы ни делали, хотя оно очень индивидуально, но с другой стороны, растворяется во всем остальном, что делается.

Если раньше когда-то я мог что-то сделать, и это было моим от начала и до конца, то сегодня я не могу сделать винтика, если он не пройдет двадцать рук, и кроме меня там еще будет вложено такое количество всяких идей и сил.

Реплика: То есть, комплектующие со всего мира к этому винтику. Это сегодняшний мир.

Ответ: Это сегодняшний мир, и поэтому мы так должны понимать себя и общество. Самое главное – это как мы встраиваем себя в связи с другими.

Этот мир построится все равно. Тыканьем…

Реплика: Но чтобы он не шел такими страданиями…

Ответ: Научатся люди. Как иначе сделаешь? Вы же видите по маленьким детям, как они все-таки постепенно-постепенно учатся, и меньше страдают, и меньше падают, и меньше еще чего-то. Вот так человек растет.

А что сделаешь? Природа не дает маленькому ребенку поднимать какую-то огромную тяжесть или еще что-то делать, только в соответствии с его возможностями, чтобы не навредил другим и развился сам. И то же самое с нами.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 14.04.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир, как слаженный оркестр

Критерии равенства

Общность и самовыражение

Страница 14 из 400« Первая...1213141516...Последняя »