От чего зависит счастье
Вопрос: В Нью-Йоркском университете провели новое исследование. Оно показало, что учебная программа государственных школ не работает. И было предложено культурно-чувственное образование.
Например, изучают классическую поэзию и не идет. Ее кладут на рэп, например, и вдруг все начинает работать. И они попробовали, это действительно начало работать. Появилась вовлеченность в учебу, разительные успехи в учебе. То есть было обнаружено, что в учебе отсутствует чувственная составляющая, и это разрушает все усилия.
Как вам такая идея, если создаются, например, арии по биологии, романсы по высшей математике? Вот если так учить и преподавать?
Ответ: Конечно, это будет понятней ученикам.
Вопрос: То есть не надо, чтобы они делали какие-то усилия понять?
Ответ: Ничего этого не надо. Зачем? Это должно войти чувственно и легко.
Вопрос: То есть мы должны под них работать, под ученика. Если ему хочется, пускай поет высшую математику. Как вам такая учеба? Вам нравится? Хотелось бы в такой школе учиться?
Ответ: Я думаю, что это помогло бы многим людям вобрать в себя математику, физику и так далее. Это все можно переложить на очень простые вещи.
Вопрос: Вы все время говорите о том, что главное – это даже не образование, а воспитательный процесс. Есть ли он в этом?
Ответ: Воспитательный процесс точно есть. Они этим обучают учеников, как учить других – младших и так далее.
Вопрос: А можно сказать, что когда они поют всем классом, то это процесс сближения?
Ответ: Сближения, адаптации. Конечно.
Вопрос: То есть всё, переложенное на совместное пение, на совместное действие, – собирается в "копилочку"?
Ответ: Конечно, да. Таким образом вообще можно достичь очень многих успехов. Но кому это надо, между нами говоря?
Вопрос: То есть вы считаете, что это так хорошо, что в результате никому не надо. А если бы это было плохо, то может быть, кому-то и понадобилось?
Ответ: Так устроен мир.
Вопрос: То есть мы не хотим, чтобы наши дети бежали в школу, хотели быть вместе в классе дружно…?
Ответ: Что толку с этого?! А там их поджидает какой-то громила, бьет, отбирает деньги на завтрак и еще что-то там. Я знаю, что так это происходит.
Вопрос: Разве нам не нужно такое мягкое воспитание?
Ответ: Нам нужно воспитание другое. Такое, при котором самые-самые дремучие ученики поймут, что надо быть в связи, в доброй связи между собой. А иначе их же общество их отторгнет.
Это самое страшное. Когда с тобой никто не здоровается, когда ты отвергнут, и на тебя все фыркают, и девочка, которую ты вчера обожал, проходит мимо тебя, задрав нос. Это всё очень хорошие воспитательные методы.
Вопрос: То есть эти методы, допустим, образовательно-воспитательные. А вы имеете в виду воспитательные именно вот такого плана, жесткого?
Ответ: Да, сначала, конечно, надо это. Если я не связан с коллективом добрыми узами, то мне ничего не поможет.
Вопрос: То есть вы говорите: "Выбросьте всё образование из своей головы, оно никому не нужно"? Я специально утрирую.
Ответ: Да, это "не утрирую". Это основа.
Реплика: "А возьмитесь за связь в классе, настоящую связь. И чтобы она была главным и основным? И к этому прибавьте всё образование, всё, всё, всё".
Ответ: К этому все остальное уже придет.
Вопрос: А это захотят воплотить когда-нибудь?
Ответ: Для этого нужны просто хорошие воспитатели, которые умеют войти к ученикам в сердце и правильно распределить между ними такие роли, и как-то создать такую атмосферу.
Вопрос: А сами преподаватели должны находиться друг с другом в этой атмосфере?
Ответ: Это, конечно, далеко. И куда нам воспитывать преподавателей! Но может быть, можно будет с ними договориться, чтобы сначала они объединялись в учительской, а потом такими шли в класс. И тогда мы получим хорошие результаты во всем. Доброжелательность в первую очередь, взаимопомощь, желание лучше учиться.
Вопрос: Тоже получим?
Ответ: Обязательно, потому что этим мы будем подводить других, и на нас будут фыркать наши же ученики. И так далее.
Вопрос: То есть наш класс должен быть лучшим, мы все вместе должны быть лучшими. Это вывод тоже оттуда?
Ответ: Да, но не давить на то, что мы должны быть лучше других.
Вопрос: А это могут взять в основу всё-таки воспитательные органы, министерства образования, воспитания?
Ответ: Нет. Это востребуется по-настоящему, когда ты сможешь хорошо платить учителям.
Реплика: Платить учителям – и тогда они будут вот так выстраивать процесс? Они же сами должны захотеть, чтобы такое происходило в классе. Правильно?
Ответ: Дело в том, что они долго на этом не продержатся. Потому что в них такого воспитания еще нет. Надо зажигать заинтересованностью.
Вопрос: Но деньги тут влияют серьезно?
Ответ: И материальная заинтересованность, естественно. То есть здесь две составляющих: материальная заинтересованность и идейная заинтересованность.
Вопрос: Идеей учителя могут зажигать друг друга?
Ответ: Я не думаю.
Вопрос: А вы же помните свою первую учительницу? Я помню, вы рассказывали с таким теплом.
Ответ: О! Это была особая женщина. Молодая. Она вышла замуж за военного, когда учила нас. Мы жили на краю военного гарнизона. Он ее часто встречал с работы. Помню, я махал ему рукой.
Она была очень-очень преданная нам, любящая нас.
Вопрос: Может быть, вот это залог настоящего успеха?
Ответ: Да. Но потом, на следующий год я уже перешел в другую школу. Пошла другая жизнь.
Вопрос: Если учительница вот так живет – любя класс, любя учеников… Или это тоже долго не продержится?
Ответ: Это у меня осталось на всю жизнь. Это детские впечатления.
Они дали мне пример, какой может быть первая учительница.
Вопрос: Мы начали с рэпа, с того, чтобы переложить на понятную для ребенка музыку, и тогда дело пойдет. Что нужно сделать, чтобы все-таки была эта атмосфера в классе?
Ответ: Если учительница или учитель могут доверительно говорить с детьми, то они запросто могут настроить детей на правильное отношение к учебе, к жизни, к другим.
Вопрос: Но так или иначе, как вы говорите, это должно пойти через ту связку, которая существует в классе?
Ответ: Да. Это главное, это основа.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 10.11.2022
Реплика: О нашей природе красочней всего рассказывает известная притча. Жил-был бедняк, у него был богатый сосед. И бедняк взмолился к Творцу: "Я хочу быть таким же богатым, как он".
Творец сказал ему: "Пожалуйста. Я тебе дам все. Я тебе дам это, а ему буду давать вдвойне. Ты будешь богатый – он будет вдвойне богатый. У тебя будет дом – у него будет два дома".
Тогда бедняк сказал: "Тогда выколи мне один глаз, чтобы соседу выкололи два". И есть еще другое окончание: "Тогда избей меня до полусмерти". Тут существует очень много всяких вариантов.
Ответ: Да. Это мы видим сегодня тоже – в стычках, в войнах.
Вопрос: Еще есть такое: "Не так страшно, что моя корова умерла, как то, что у соседа жива". Человечество придумало очень много таких красивых цитат.
Скажите, почему мы не можем сосредоточиться именно на своем счастье?
Ответ: Ты не можешь испытывать счастье в отрыве от других. Только в сравнении.
Реплика: Но дали же мне дом, есть у меня теплый дом, есть у меня всё богатство. Почему я должен все время смотреть, что у него два дома, и от этого страдать?
Ответ: Для этого необходимо исправить природу человека. Никак иначе!
Вопрос: То есть я буду страдать, что у него лучше и больше?
Ответ: Да. Это и есть эгоизм. То есть я не смотрю на то, что есть у меня, я смотрю на то, что есть у другого. И у меня может быть в несколько раз больше, чем у него, но у него есть. И пока он существует и есть у него что-то, я именно это и хочу.
Посмотрите на детей, как они отбирают игрушки друг у друга. Ты их убеждаешь: "Тебе не надо, смотри, у тебя же есть", – нет, это неважно. Прячет свою игрушку за спину и требует то, что у другого. Вот это и есть природа.
Реплика: Но я же как родитель ему назидательно говорю правильные вещи. Я говорю: "Дай другому…"
Ответ: Но он же не хочет слушать.
Реплика: Он не хочет слушать, но я же хочу, чтобы он это сделал.
Ответ: Это не имеет значения, это Творец хочет.
Вопрос: Через меня?
Ответ: Как бы да. Ты как Творец тут выступаешь. И не помогает.
Вопрос: То есть я все равно эту формулу подхватываю, когда я родитель?
Ответ: Да, конечно.
Реплика: Мне эта формула нравится.
Ответ: Потому что ты уже не ребенок.
Реплика: Да, но я говорю ему: "Поделись с ним, дай ему".
Ответ: Нет, он будет держать, прижимать к себе.
Реплика: Это точно. Но я веду к тому, что а я-то сам продолжаю быть таким же как ребенок. Я смотрю: там лучше, и уже нервничаю.
Ответ: Абсолютно верно.
Вопрос: Мы так съедаем сами себя. Мы просто выжираем все внутри себя. Мы от этого и умираем?
Ответ: Видимо.
Вопрос: И что же делать нам с этим со всем?
Ответ: Продолжать.
Вопрос: До каких пор?
Ответ: Пока живем. 🙂
Мы все равно должны распространять нашу идею, план Творца, и это сработает.
Реплика: Каков он – план Творца?
Ответ: Чтобы мы поднялись выше нашей эгоистической природы. И это получится.
Вопрос: И тогда как я буду смотреть на соседа, если поднимусь над природой?
Ответ: Как на партнера по реализации одного общего замысла.
Вопрос: Что и он двигается к тому, чтобы подняться над эгоизмом?
Ответ: Да. Надо просто просвещать!
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 13.10.2022
Многочисленные исследования давно показали, что учебная программа государственных школ практически не работает, и школьников нужно обучать иначе.
Реплика: В провинции Аньхой в Китае десятилетний мальчик Цао Сюаньи стал донором костного мозга для своей больной матери. У нее лейкемия, мальчик 30 раз сдал кровь. Он перенес 7 инъекций препарата для мобилизации стволовых клеток, крови.
"Я не чувствовал особой боли, когда делали последний укол, потому что я был рад, что могу спасти мою маму. И папа был со мной. Мне не страшна любая операция. Это ничто по сравнению со спасением мамы", – сказал Сюаньи.
Вроде такая простая, с одной стороны, история. С другой стороны, откуда эта глубина и понимание, и жизнь для другого в десятилетнем мальчике?
Ответ: Не знаю. Это действительно особая привязанность, ответственность, которая вдруг проявляется в детях.
Вопрос: Куда это все девается? Мы знаем, что есть примеры благородства и у взрослых людей, но всё меньше и меньше. Куда это все исчезает? В какой песок это все уходит?
Ответ: Уходит в песок. Потому что воздействие общего мира, который совершенно другой, растворяет все эти свойства, которые, в принципе, в нас есть.
Вопрос: Но это благородство есть в нас?
Ответ: Да.
Вопрос: Здесь есть, кстати, еще и секрет – как не бояться и как не чувствовать боль. Мальчик сказал: "Я не боялся и не чувствовал боль, потому что делал это для мамы".
Можно дать какой-то совет для взрослого человека, как не бояться и как не чувствовать боль?
Ответ: Не знаю. Это может быть много слов, но вряд ли это можно почувствовать. Это такая связь между ребенком и матерью, или может быть между донором и потребителем, или между просто друзьями, или просто близкими, которые вот так чувствуют себя связанными.
Вопрос: То есть я счастлив, когда я могу что-то отдать другому. Вот эта формула когда-нибудь сработает в человечестве?
Ответ: Она сработает. В нас есть такие "решимот", записи. Но когда? Пока мы ее четко всеми руками и ногами отталкиваем. Дело в том, что мы сами создаем свою среду обитания такой, что она отрывает нас от родителей, друг от друга и так далее. В общем сработает, но когда – это трудно сказать.
Вопрос: А почему мы выбрали именно такие законы жизни, которые нас отталкивают друг от друга?
Ответ: Они нас ни к чему не обязывают. Каждый думает только о себе. Дети не слушают родителей, уходят рано из дому. А родители понимают, что у детей своя природа, свой путь. И вот так мы быстро-быстро разобщаемся.
Вопрос: Написано в Библии: "И прилепится он к жене своей". Так или иначе, написано, что человек должен выходить из дома.
А где-нибудь написано, что мы должны прийти к тому, что мне будет хорошо, когда я буду другому отдавать?
Ответ: В той же Библии, там много таких предложений. Но не имеются в виду даже родственные связи. Имеется в виду – когда все почувствуют себя родными. А родными мы почувствуем себя, когда станем взаимосвязанными в одном едином желании, в одном едином источнике. То есть в желании отдавать, помогать, объединять, которое выше нашей земной жизни, и в котором мы вечно пребываем.
И мы захотим к этому прийти.
Вопрос: Практически все наши клипы вы заканчиваете вот этими высокими вещами, как бы призывая человека, что так или иначе он придет к этому. И все время вы говорите: "Я не вижу в ближайшее время, что это произойдет". Вы все время как бы добавляете горечи в это. А почему человеку просто не дать эту мысль и чисто ее пробивать? Надо, чтобы горечь эта была, что неизвестно, когда это будет…
Ответ: Чтобы люди сразу нас не оттолкнули. Если мы будем говорить о добром, светлом, хорошем, сладком будущем, то люди подумают, что мы какие-то наивные, несерьезные люди и закроют нас.
Реплика: А так вы говорите: "Это по правде". Вы говорите: "И неизвестно, когда это еще будет".
Ответ: Это будет, но через очень серьезное не только испытание – осознание. Осознание того, кто мы, какими мы должны быть.
Вопрос: Мы можем перепрыгнуть этот длительный период? Мы можем его сократить максимально?
Ответ: Только войной, большой войной, страданиями, а иначе никак. Но я не думаю, что это будет через войну, хотя это самый простой и быстрый метод. Мне хочется надеяться, что и так проскочим, без войны.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 13.10.2022
Если мы серьезно углубимся в восприятие своей реальности, то тоже увидим, что живем в иллюзии...
Природа человека – эгоизм, откуда там взяться благородству? И тем не менее.
Реплика: Власти Японии проведут конкурс, который называется "Саке вива!" – как продуктивней распространять алкоголь среди молодежи.
Хотят увеличить спрос на любой алкоголь: саке, виски, пиво, вино. Считается, что продажа спиртных напитков среди молодежи очень сильно ухудшилась в последнее время. Японцы почти перестали пить. И резко уменьшилось налоговое поступление.
Ответ: Что, ради денег они это делают?! Мир, конечно, уже доходит до крайности, тем более с молодежью.
Алкоголь – это такая вещь, что к ней привыкаешь и потом без нее невозможно. Это же как наркотик.
Вопрос: Допустим, возникла такая мысль у людей. Как они должны ее развернуть? Вы все время говорите, что все изменит наша связь, поиск связи друг с другом и так далее. Если бы к ним пришла такая мысль: другой закон издать, чтобы вот этот закон был – большей связи, то налоговые поступления, деньги посыпались бы в кассу Японии или нет? Как вы считаете?
Ответ: В виде денег – я не знаю, не могу сказать. Но то, что обстановка стала бы лучше, улучшилось бы все. Но не в виде налоговых поступлений, а в виде общего состояния жизни – общественной, семейной, другой. Конечно, было бы по-другому.
Реплика: В принципе, они пытаются какую-то узкую проблему решить. А у них же проблемы и семейные, и рождаемость, и экология, всё, что хотите. Вы говорите, что есть закон, который может все уравновесить.
Тогда у правительства и у начальства не будет возникать мысли, что надо, чтобы пили больше?
Ответ: Вопрос только в том, насколько это будет популярно, насколько японцы на это пойдут. Хотя такое замкнутое общество как Япония могло бы попробовать это сделать.
Вопрос: Чтобы такой эксперимент на острове провели? И тогда бы что увидело человечество?
Ответ: Человечество увидело бы огромнейший скачок во всех областях жизни.
Вопрос: И снова технологии, и снова Япония звучала бы во всем мире?
Ответ: Все-все пошло бы вверх.
Реплика: Ваш совет из всего сказанного японскому правительству?
Ответ: Подумайте над тем, что вы делаете. Потому что если загнать такой народ, как японский, в совершенно непривычное для него новое потребление алкоголя, после которого пойдут наркотики и так далее, поскольку все влечет одно за другим, – из этого выйти невозможно. Тем более с японским характером.
Поэтому я вам очень советую: возьмите за основу древнюю еврейскую мудрость, которая говорит о том, что только сближение между членами общества приведет все общество к процветанию и решит абсолютно все проблемы.
Удачи вам в этом!
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 25.08.2022
Вопрос: Как с человеческой и каббалистической точки зрения относиться к происшествиям? Например, что-то происходит, либо кого-то бьют. Как на это реагировать? Стоит ли вмешиваться?
Ответ: Сегодня нас поставили в такие рамки, что люди вообще боятся во что-либо вмешиваться. На эти темы есть даже исследования. Люди проходят мимо, боятся встревать в разборки: или сам получишь нож в бок, или вообще "не мое дело" – затаскают по судам.
Мы сами создали для себя такие условия человеческого общежития, когда невозможно просто так вступиться даже во имя простого, нормального соучастия, сожаления. Невозможно успокоить людей, невозможно разнять, ведь потом с тобой сделают всё, что угодно.
Человечество очень запуталось! Оно думает законами восполнить то, что не заполнено воспитанием. Мужчины – не мужчины, женщины – не женщины
Посмотрите, насколько за 20 лет человечество внутренне и внешне изменилось, какие они становятся в своих желаниях, стремлениях, в попытке каждого решить свои вопросы, проблемы. Это просто невероятно! Мутации страшнейшие! И до чего еще мы дойдем. Мы только начали этот путь!
Реплика: Но с одной стороны, существуют старые законы, когда один должен помочь другому.
Ответ: Сегодня они тебя ограничивают. Это не бывшие законы чести, которые были понятны каждому, или законы рыцарства, или законы самураев, или законы придворных: честь женщины, справедливость и т.д. Если речь идет о простом гражданском обществе, то мы всё это уничтожили.
Никто не уважает друг друга. Нет умных, глупых, нет старших, младших, нет мужчин, женщин. Какой-то унисекс, когда нет никакой разницы, ты боишься вмешиваться, у тебя нет никаких установок. Тебя могут затаскать на судебные разборки просто за какую-нибудь мелочь! Раздуют дело и сделают всё, что угодно. На это нет общественного резонанса, потому что всё подкуплено.
Даже во времена инквизиции был относительный порядок. Самые ярые палачи и изуверы всё равно вели себя по какому-то канону.
Сегодня человеку очень тяжело пробивать какую-то идею или выступать в защиту чего-то. И это естественно. Последний крик умирающего человечества.
Вопрос: Правильно ли к стремиться к чести и справедливости? Правильно ли мы жили раньше?
Ответ: Нельзя сказать, что правильно, а что нет, потому что это естественное развитие человечества. Никуда не денешься. Если мы не исправляем эгоизм, мы опускаемся в такие уродливые формы.
В соответствии с этим мы дальше дрейфуем в ту сторону, где вообще не понятно, что нас ждет. Тот же эгоизм нас несет, несет, несет… Мы забываем все старые формы, когда он был более-менее уравновешен на животном уровне, а сейчас уже принимает мутационные формы.
Дети уходят из дому, не хотят работать, не хотят учиться. И их нельзя в этом винить! Это всё тот же наш эгоизм, который проходит такие этапы своего мутационного развития. Но это тоже развитие, так сказать, период распада.
Решение – только в воспитании.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Борьба за справедливость"
Вопрос: Допустим, ребенок учится говорить. Как выстраиваются связи восприятия языка? И почему родной язык настолько сильно въедается, что даже если он учит иностранный язык, то у него присутствует некий диалект?
Ответ: Язык – это программа, когда внутреннее ощущение понимания связывается с его вербальным выражением. Контакты между внутренним ощущением и вербальным выражением – это огромная программа ассоциаций, образов.
Она формируется в нас, замыкается между образами, между смысловыми понятиями, их выражением мимикой, всем чувством, ведь когда человек говорит, он внутри себя проигрывает этот образ. Все это создается в нас примерно до двухлетнего возраста.
Я думаю, что если бы до двухлетнего возраста мы начали учить детей нескольким языкам, то они стали бы их родными. Человек перестаивался бы с одной программы на другую так же, как в компьютере есть word, excel и другие программы.
А в более взрослом возрасте это уже происходит искусственно, то есть существует внутренний язык и существует как бы внешний перевод. Хотя он может быть очень легким, очень перестроечным, но все равно это уже не родной язык. Поэтому тут ничего не сделаешь.
Есть такие люди, как я, у которых настолько сильна связь с родным языком, что они не в состоянии свободно овладеть другим языком. Если бы я жил, допустим, в английской среде, то, конечно, перестроился, а так мне очень трудно.
Но есть люди, для которых это легко. В основном, это молодые женщины 16-17-ти лет или еще моложе. Они абсолютно четко схватывают языки, потому что настроены на то, чтобы понимать детей, разговаривать с ними. Их реакция приспособляемости и адаптации намного больше, чем у мужчин.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Идеальный способ изучения языков"
Реплика: Пишет вам Ирина: "Я в ужасе от того, что произошло! Мой сын присутствовал при том, как его друзья убивали камнями дворовую кошку, а потом повесили ее. Сыну 12 лет. Я кричала на него так, что соседи сбежались.
И вдруг с ужасом поняла, что он меня не слышит и не понимает, почему я так ору на него. "Ну, подумаешь, кошка, она же ничья. Ходила тут побиралась", – это его ответ. Я уже месяц с этим живу и не знаю, что мне делать, как общаться с ним. Откуда в нем, в них во всех такая жестокость?!"
Ответ: "Хорошего" сына вы воспитали.
Вопрос: То есть вы ее вините?
Ответ: Конечно, она виновата, а кто же еще?
Пока это ее не касалось, все было хорошо. А сейчас, когда она первый раз это увидела, это ее задело.
Вопрос: Но всё-таки это не столько родители, сколько окружение.
Ответ: Это неважно. Все равно спрос с родителей.
Если родители жестко спрашивают с себя, что происходит с их детьми, тогда этого не будет.
Это значит, дома такая обстановка. Дома именно такая обстановка! В воздухе она витает. О том, что можно убивать зверюшку или вообще чужого человека, бомжа какого-нибудь, а потом вообще других.
И по телевизору кого-то убиваем.
Реплика: И эти игры компьютерные, и всё.
Ответ: Так что проверь, чем "питается" твой сын.
Вопрос: А если, допустим, родители видят, что те, с кем ребенок общается, – это плохое окружение, они должны силой вытаскивать его оттуда?
Ответ: Они должны не пускать его и пичкать другими ценностями. Красиво, но все-таки это делать. Через хорошие фильмы, литературу и так далее, но чтобы ему было интересно.
Реплика: Какая все-таки нагрузка на родителях!
Ответ: Я тоже вырос в обстановке, где вокруг меня мальчишки одного возраста со мной потом сидели в тюрьмах. Такие были проблемы!
Реплика: Дворы.
Ответ: Да.
Вопрос: И родители не пускали вас?
Ответ: Нет.
Вопрос: Какой совет родителям, если они видят, что ребенок куда-то катится? Какой совет им, если он попал в какое-то нехорошее общество?
Ответ: Изолировать. И давать что угодно, только не плохое общество. Меня отец водил на хорошие фильмы про всяких музыкантов. Он сам был очень большой любитель кино.
Реплика: То есть он понимал, что нужно вас окружить этим.
Ответ: Да. Я считаю, что это обязательно надо делать.
Реплика: Вообще взгляд сегодня такой: ребенка посадил к компьютеру, к телевизору – только бы молчал.
Ответ: Нет такого. Это зависит от внутренней обстановки в доме. Ребенок очень чувствует, что родителям важно, а что нет, что ими приветствуется, что они предпочитают, уважают.
Вопрос: То есть, в принципе, вы говорите о другой школе – школе воспитания родителей?
Ответ: Конечно, только воспитывать родителей, и чтобы родители создавали такую обстановку дома, в которой ребенок мог бы дышать правильным воздухом.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 07.02.2022
Хорошее завтра для наших детей
Участники программы: актеры Игаль и Мария Резник
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
ТВ программа "Как-то так. "Бабочка""
Реплика: Недавно вы назвали современное воспитание детей насилием.
Ответ: Наше нынешнее воспитание, конечно, насилие.
Несчастному ребенку суют рюкзачок или портфель, и все, топай в школу на полдня. И что он там видит? Допустим, у маленьких детей еще слабо развитый эгоизм. Ребенка посадили за парту, все сидят – и он сидит, пользуется стадным инстинктом.
Но, в принципе, воспитывать надо живо, на природе, в движении. А дети уже до школы сидят со своими компьютерами, со всякими мультиками. Они больше сидят, чем двигаются и играют.
Правильное воспитание – оно в движении, в играх, во взаимодействии между собой, в живом взаимодействии с учителем, в постижении мира, животных, посещении всяких предприятий, в обсуждении всего, что происходит.
В обсуждении, как дети находят между собой общий язык, развиваясь до двадцати лет. При этом ты строишь новое общество: из школы в школу, на предприятия, в больницы, куда угодно, они должны ходить вместе, вместе обсуждать, и таким образом постепенно адаптироваться к другому миру, чувствовать его ближе и лучше. Для них хлебные батоны не растут на дереве.
Вот это нам нужно. Так целый слой населения, класс за классом или как группа за группой двигается к тому, чтобы войти в мир. Они становятся правильно взаимосвязаны интегральным образованием, воспитанием и так далее.
Это надо делать буквально с детских садов.
Реплика: Но вы сказали, что нельзя давить на природу человека.
Ответ: Разве это давить? Это вызывать Высший свет, для того чтобы он ее исправил. Мы обязаны это делать как родители. Почему ты считаешь, что ты на него не давишь? Ты сейчас делаешь из него все, что хочешь, заставляешь. Что он понимает, маленький? Ты водишь его на различные кружки, туда, сюда.
Вопрос: То есть с детства надо воспитывать ребенка, но воспитывать правильно?
Ответ: В интегральном сообществе, конечно. Они к этому, в общем-то, и тянутся, ведь их эгоизм развивается гораздо позже.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Правильное воспитание ребенка"
Вопрос: Нужно ли развивать ответственность человека за то, что он делает?
Ответ: Нет! А за что ты его можешь бить или награждать? За общество, в котором он находится. Значит, общество недосмотрело.
Вопрос: Но он все-таки должен понимать свою ответственность. Или он как ребенок, разбивший чашку, говорит: "Само упало!"? Но само никогда не падает, здравый человек должен как-то понимать это?
Ответ: Нет такого – здравый! Любой человек, в том числе и каббалист, понимает все лишь в пределах своего уровня и не больше этого.
Все мы находимся, в лучшем случае, на "лестнице", а иногда и под ней. Так что, каждый в мере своего духовного исправления может четко понимать, знать и отвечать за свои поступки до этой ступени. А выше этого – нет. Он всегда будет ошибаться.
Только так мы можем оценивать человека. Если я точно знаю свою меру или меру кого-то другого, то я могу нагружать себя или его любыми действиями до определенного уровня, и это будет правильно выполнено в соответствии с программой Природы.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Идеальное наказание"
Вопрос: Допустим, у человека есть склонность к воровству. Какие меры должны быть приняты к нему?
Ответ: Исправление. Все воруют. Все! Ни ты, ни я не можем тоже ручаться за себя. Смотря, где, как, что, осознанно, неосознанно, подставили ему что-то.
Нельзя допускать человека к таким вещам, где он может провороваться. Надо беречь его от таких поступков. Всё зависит от уровня его воспитания.
Конечно, если у меня природная склонность к воровству, значит, меня нельзя просто так допускать к чему-то. Надо научиться измерять степень исправления человека, а для этого его надо видеть, включать в себя. Это непросто. Этого пока еще никто не умеет делать. Поэтому все воруют.
Вопрос: А как это делать в каббалистическом обществе?
Ответ: В каббалистическом обществе всё построено совсем на других началах. Как пишет Бааль Сулам в книге "Последнее поколение", каждый получает столько, сколько ему положено по тем объемам, которые общество определяет в соответствии с личными, семейными потребностями человека. Поэтому ему незачем воровать. Неоткуда и не надо.
Он все время находится в состоянии воздействия правильной окружающей среды и систематически проходит обучение, совершенствуясь самостоятельно и на курсах.
Если бы сегодня мы стали постепенно сворачивать нашу экономику, закрывать предприятия не директивно, а в мере воспитания, и заворачивать людей на занятия, то кризис бы успокоился, не было бы перепроизводства. То есть сначала нужно всё пустить на воспитание.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Идеальное наказание"