Реплика: Родители пересылают вам вопросы детей. Вопросы оказываются глубокие.
Марина восьми лет спрашивает: "Когда мои родители сильно ругались, я приходила в школу очень грустная. Из-за этого дети не хотели дружить со мной. Сейчас война, моя мама уехала к бабушке. И теперь грустными стали все. А я рада. Потому что теперь они понимают, каково было мне. Это плохо, что я радуюсь?"
Ответ: Но родители же грустные. Так чему ты рада?
Вопрос: Она рада, что они теперь понимают, каково ей было, когда они ругались, а она была грустная.
И как Марина восьми лет должна из этого выйти? Или как себя вести? Вот я вижу грустными моих родителей, допустим, или грустными всех вокруг.
Ответ: Задайся целью сделать так, чтобы они были веселыми.
Вопрос: То есть тем, что она рада, она потихонечку постигает свою природу? Это восьмилетний ребенок! Вдруг она чувствует, что радуется, когда другим плохо. Что это говорит о нашем времени?
Ответ: Что мы уже можем подойти к состоянию, которое способны осмыслить.
Вопрос: Если дети это осмысливают, то мы тем более можем? Таких детей мы уже можем потихонечку учить этому?
Ответ: Детей ты можешь учить всему. Они уже готовы ко всему абсолютно! Мы уже вошли в так называемый "период последнего поколения". А взрослых, их родителей, – неизвестно, готовы ли они к этому или нет.
Вопрос: Потому, что они одной ногой в прошлом?
Ответ: Да. Вполне возможно, что это динозавры, которые должны уступить место и снова возродиться. И снова прийти ребенком в этот мир – таким наивным, открытым.
Взрослые дети у нас, просто взрослые!
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 14.03.2022