Что такое наказание?
Реплика: Пишет Аня: "Уважаемый Михаил Лайтман, меня так и тянет сказать моим детям: "Извините, что родила вас в этот ужасный мир". Я так боюсь за них, просто не могу вам передать". Таких писем все больше и больше.
Ответ: Ничего нам с этим сделать нельзя. Мы должны верить в то, что находимся в полной власти Творца и поэтому должны продолжать свою жизнь максимально, как мы понимаем, в какой-то близости к Нему, то есть в свойстве отдачи, в свойстве связи между всеми, желать миру соединиться.
Я думаю, что все-таки попробуем пройти добрым путем к общему исправлению, хотя, если нет, то, конечно, та же добрая сила, которая уготовлена нам, чтобы сблизить нас, будет ощущаться нами очень жестко.
Реплика: Но вы говорите с обычным, земным человеком, который хочет жить простой, нормальной жизнью.
Ответ: То, что хочет, – это неважно. То, что должен, – это важно.
Вопрос: Уже не получится так просто прожить?
Ответ: Нет, не получится. Нас будут просто терзать высшие силы, которые обязаны нас сблизить и научить, как правильно взаимодействовать между собой. До тех пор, пока Творец не проявится между нами как сила добра, сила любви, сила связи.
Представляете, насколько нам надо еще до этого дозревать?
Реплика: Я представляю. Человеку не хочется…
Ответ: Никому не хочется страданий.
Но надо не желать страданий, а желать сделать мир лучше, не вынуждаясь к этому страданиями.
Реплика: Тем более женщинам, которые рожают детей, которые хотят, чтобы детям было хорошо в будущем.
Ответ: Естественно. Это самая лучшая сила в природе. Именно они и должны заставить весь мир, всех мужчин думать о мире, о доброй связи, об исправлении. Именно ради своих детей.
Вопрос: То есть, так или иначе, мы будем рожать детей?
Ответ: Обязаны! Этот процесс должен продолжаться. И мы все-таки придем к миру в мире. Но вся проблема в том – каким путем. Вот тут мы должны все-таки постараться всем объяснить, что существует возможность достичь всеобщей связи, доброй связи не злым путем, не с помощью нашей природы, которая нас вынудит исправляться, а добрым путем, то есть когда мы сами будем понимать, что процесс исправления может быть и с нашим участием.
Есть два пути между нами к той же цели. Так что мы постараемся достичь ее добрым путем.
Вопрос: А что требуется от обычного человека?
Ответ: Постараться ему самому найти добрые взаимосвязи с другими людьми. И рассказать о том, как это необходимо. Иначе природа нас вынудит к этому злым путем.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 16.12.2021
Из письма: "Уважаемый Михаил Лайтман, меня так и тянет сказать моим детям: "Извините, что родила вас в этот ужасный мир".
Это сказка о Добром Волшебнике. Я написал ее для вас. Надеюсь, что раскрыв свое сердце сказке, вы позволите заодно войти в него и чему-то большему.
Наши дети уже не будут вести войны.
Вопрос: Немецкий философ Гердер писал, что для достижения вечного мира необходимо нравственное воспитание людей в духе справедливости, человечности, с отвращением к войне.
В принципе, во все времена говорилось, что нужно перевоспитывать людей так, чтобы установить мир. Почему же они до сих пор не перевоспитались?
Ответ: Потому что это невозможно. Неужели ни история, ни практика не говорят об этом?
Эгоизм, противоречия между людьми, взаимная ненависть, отторжение, желание властвовать – это всё неизлечимо, и мы ничего с этим сделать не можем! Надо принять это и искать другую возможность, как с этим правильно работать, как обратить отталкивающие, ужасные свойства в полезные.
Здесь нужно добавить внешнюю силу, которая может исправить эгоизм на альтруизм. И тогда мы получим альтруистическую силу, которой в нашем мире нет. Мы только догадываемся, что она может быть, но ее нет. А эгоизм есть.
Единственное, что существует в нашем мире, – это эгоистическая сила, а противоположной ей нет. Нам вроде бы хотелось, чтобы была, а на самом деле мы не желаем этого. Просто мы думаем, что "вот, это было бы хорошо". Но мы видим, что этого быть не может.
Как сделать так, чтобы мы в нашем мире нашли противоположную эгоизму добрую, объединяющую силу? Кроме этой доброй силы нам ничего не нужно.
А до тех пор не насилуй людей, не пытайся сделать с ними что-то доброе, хорошее. Ничего не получится! В конечном итоге каждый раз они будут натыкаться на свой эгоизм, развивающийся все больше и больше, и он будет убивать все, что они пытаются сделать.
Реплика: Очень многие спрашивают: "Как говорить с детьми о войне? Как объяснить им, что происходит? И тем деткам, которые прячутся с родителями в бомбоубежищах, в метро, как объяснить, почему бомбят, почему закончилось детство? И другим детям, у которых детство продолжается, которые не слышат сирен, взрывов, но видят, что происходит с их сверстниками и задают вопросы, почему это так?
И главный вопрос: как воспитывать детей в такое время, когда войны, страдания, слезы не прекращаются?"
Ответ: Дети могут понять. Потому что они тоже между собой воюют. Эгоизм ведь работает с молодых ногтей.
Так что, ничего здесь нет такого, что надо от них скрывать. Просто показать им: если мы правильно детей не воспитываем, то они, как играются в детстве в то, что хотят отобрать друг у друга и быть все время задирами, так это и продолжают, и поэтому мы приходим уже к войне. У взрослых дядей в руках не просто лопатки или палка, а уже что-то серьезное. И с этого начинается война.
Поэтому что надо сделать? Пока вы такие маленькие – мы же говорим детям – вас надо приучать, воспитать так, чтобы вы умели разговаривать друг с другом, мириться, уступать. И таким образом вы не будете доходить до таких больших, страшных проблем, как эти дяди, которые развязывают войны. Вот что получается из того, что в детстве не слушались маму.
Вопрос: Вы считаете, что ребенок это услышит?
Ответ: Когда он видит это самое? Он очень впечатляется.
Вопрос: Когда он находится под обстрелами? И ему можно это вот так объяснить?
Ответ: Так и рассказать ему, конечно. Это и есть воспитание. Это основа воспитания военного времени.
Реплика: То есть не развивать: враг, ненависть, против нас…
Ответ: Нет, они это не поймут, для них это беспочвенно, нет основы. А вот когда дал, взял, хочешь забрать, а он тебе не дает – какие-то детские игры – на этом на всем можно говорить.
А на самом деле это разве не так? Эти игры в нефть, в газ, всякие международные штуки – это не та же самая детская игра?
Реплика: Только превратилась в такую опасную игру.
Ответ: Да, потому что вовремя не остановили, вовремя не смогли объяснить. Так и получается. Потому что в детстве не смогли объяснить, чтобы понял, что никогда не надо решать споры силой. Сможешь убедить? Да. Нет? Уступай.
Вопрос: То есть ребенок должен понять, что силой споры не решаются?
Ответ: Не решаются. Иначе мы уничтожим друг друга. Вы представляете, что сегодня происходит в мире!
Вопрос: А как решаются споры? Что должен понять ребенок, которого мы воспитываем? Как решаются споры?
Ответ: Только лишь убеждением, когда ты другого человека не принуждаешь к миру, а когда вы объясняете друг другу, каким образом вы можете прийти к миру вместе, с взаимными уступками, а не с тем, что "я прав, а ты виноват, и сейчас ты это поймешь".
Реплика: Сейчас вы сказали серьезную вещь, что ребенок должен уметь уступать.
Ответ: Конечно! Это самое главное в воспитании. А для чего все воспитание? Для того чтобы научить бить первым? Сильнее? Лучше? Для того чтобы мог остановиться и начать уступать.
Реплика: Это самое сложное. Особенно для детей.
Ответ: Конечно. Потому что у них раскрытый эгоизм. Маленький, но открытый.
Вопрос: То есть вы предлагаете учить уступкам? Чтобы ребенок умел уступать.
Ответ: Все надо объяснять. А потом садиться в кружок и проводить практические занятия.
Реплика: То есть, если есть ссора, давайте разберем, как дойти не до драки, а до мира. Это долгая такая система...
Ответ: Иначе у тебя получится еще дольше.
Реплика: Это можно объяснять и детям, которые под бомбежками?
Ответ: Всем. Все зависит только от слов, от лексикона, от оборотов. Ты объясняешь это эгоизму, который и в маленьком ребенке, и в большом старике, все равно находится тот же эгоизм.
Реплика: Тут главная проблема – преподавателей подготовить. Подготовить тех, которые могут преподать это – что такое прийти к миру, что такое отмена.
Ответ: Да, это самое главное.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 03.03.2022
Вопрос: Нынешняя статистика говорит о том, что еще немного – и очень большой процент населения будет невостребованным. Что произойдет в том случае, если эти массы не будут знать о замысле природы?
Ответ: Мы их посадим учиться. Когда человек начинает заниматься, слушать, говорить, общаться на темы исследования и овладения следующим, более высоким уровнем своего существования, то при этом он вносит огромное исправление в мир.
Семи миллиардам людей не надо работать по двенадцать часов в сутки. Пол миллиарда достаточно, для того чтобы нас обслужить, накормить и т.д.
Если мы справедливо распределим обязанности поддерживать свое существование в нормальных рамках, все люди будут сыты, обуты, одеты, у всех будут оптимальные человеческие условия. А все остальное время, которое освободится у каждого, допустим, пять-шесть часов в день, они будут заниматься собственным внутренним самоусовершенствованием – по телевидению, по всем каналам массовой информации.
Это нужно человеку, чтобы действительно подняться на новый уровень. То есть это – наша работа, но не для того, чтобы производить ненужные безделушки, а чтобы подняться на уровень вечности и совершенства, стать равными с природой, гармонично связанными с ней.
Каждый должен в этом участвовать. И поэтому специально освобождается столько времени. Человек обязан половину своего рабочего времени проводить за собственным внутренним духовным совершенствованием. Для этого мы должны развить огромную систему – виртуальную, очную, заочную, неважно какую.
Необходимо воспитание нового человека, который станет Адамом – подобным Творцу.
Из ТВ программы "Крупным планом. Договор о партнерстве"
Из письма: "Как говорить с детьми о войне? Как объяснить им, что происходит, почему бомбят, почему закончилось детство?"
Вопрос: В статье "Последнее поколение" Бааль Сулам затронул тему правосудия в будущем. Интересно ваше мнение по этому поводу. Хотелось бы узнать, будет ли правосудие в поколении будущего?
Ответ: В будущем человек будет судить сам себя, зная и понимая, каким образом проводить над собой этот суд. Всё будет существовать только во имя общего, коллективного блага. А так называемые суды станут помогать каждому подняться над собой и соединиться между собой и с Творцом.
Они позволят каждому видеть, на каком уровне он находится, что ему еще предстоит исправить, с помощью каких связей с другими он может привести себя к исправлению.
Вопрос: Если мотивация человека, живущего в последнем поколении, – ощутить близость с Творцом, со свойством отдачи, уподобиться Ему по свойствам, то может ли так случиться, что именно уважение, которое он получает от общества, будет служить ему горючим, а не само слияние с Творцом?
Ответ: Это, в принципе, одно и то же.
Вопрос: Получается, я работаю за уважение от общества?
Ответ: Нет, это абсолютно эгоистическое вознаграждение. Здесь имеется в виду совсем другое.
Я работаю на общество и готов сделать для него все. Но чтобы дать моему эгоизму энергию для работы, мне необходимо получать от этого общества горючее. Поэтому я делаю все, что можно, чтобы получить от него вознаграждение. А вознаграждение заключается в получении от него энергии, для того чтобы я мог сверх моего эгоизма все отдавать обществу.
Вопрос: Выходит, что суды должны не судить, а заниматься воспитанием человека?
Ответ: Конечно. Они должны заниматься его духовным продвижением, создавать в человеке правильное намерение.
Вопрос: Вы считаете, что такое произойдет в будущем?
Ответ: Такое может произойти хоть сегодня. Будем надеяться.
Из ТВ программы "Духовные состояния", 11.01.2022
Социологи считают, что распространение идеологии ЛГБТ очень сильно влияет на детей.
Реплика: Большой массе людей, оставшихся без работы, надо давать необходимый доход. Вы говорили об этом еще 20 лет назад. А сейчас об этом говорят всё чаще и чаще.
То есть сегодняшний общественный продукт, производимый на земле, достаточно велик, чтобы люди, не работая, получали необходимое им питание, одежду, кров. И вы предлагаете посадить этих людей за парты, чтобы они могли что-то изучать.
Ответ: Не просто изучать. Я предлагаю сделать этих людей работниками нового поколения, чтобы они с помощью особых занятий стали преобразовывать свой эгоизм в альтруизм. Это самая внутренняя работа человека, которую он может сделать в своей жизни, в этом мире.
Если мы к ней приступим, то при этом увидим воочию, как меняется наш мир. Мы будем вносить в него добрую силу, энергию, направление, которых сейчас в нем нет. Эта сила может исходить только от человека, поскольку он единственный носитель зла или, возможно, добра. И тогда мы увидим огромнейшие положительные изменения в мире. Это утверждение каббалы и мое личное.
Вопрос: Неужели простые занятия, пусть даже составленные по какой-то особой методике, могут к этому привести? Это просто чтение или работа с учителями?
Ответ: Это работа людей над собой и между собой. Ничего другого не надо.
Лучше нам начинать это заранее, чем ждать, пока мир абсолютно не истощится, не упадет во всевозможные проблемные состояния, начнет действительно воевать, что сейчас уже совершенно не исключено.
Из ТВ программы "Виртуальный мир", 09.02.2022
Для чего нужны миллиарды жителей планеты
Вопрос: Что происходит в данный момент с нашими детьми? Почему сейчас такое количество негатива в мозгах молодежи? Почему как мальчики, так и девочки пытаются поменять пол на противоположный? Что происходит на Земле?
Ответ: Проблема в том, что человечество не стоит на месте. Даже животный мир постепенно развивается. И человечество тоже эволюционирует, поскольку в нем развивается эгоизм – основная сила нашей жизни, направленная на то, чтобы получать, отбирать, желать.
Если у человека нет правильного воспитания, то его эгоизм становится неуправляемым, съедая самого человека, и приводит общество к ужасным, изуродованным состояниям. Это мы сегодня и наблюдаем в мире.
Из ТВ программы "Встречи с каббалой", 05.01.2022
Участники программы: актеры Игаль и Мария Резник
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
ТВ программа "Как-то так. Запертые"
Вопрос: В США арестовали родителей пятнадцатилетнего подростка Итана Крамбли. Он расстрелял четверых человек в своей школе.
Оказалось, что папаша лично купил мальчику оружие. Учитель застал этого мальчика за поиском патронов в интернете, сообщил об этом маме. Мамаша написала сыну, что, сынок, я не злюсь, но ты в следующий раз действуй, чтобы тебя не поймали.
И вот уже в день расстрела педагоги сообщают родителям о рисунке их сына. Там изображен автомат, пуля, раненный человек и надписи: "Мысли не останавливаются. Помогите! Моя жизнь бесполезна! Мир мертв". Родители отказываются забирать сына домой, и в этот же день он устраивает побоище в городе Оксфорд штата Мичиган. Он убивает четырех учеников, еще семеро получают ранения.
Что это за родители такие?!
Ответ: Они сами являются продуктом нашего общества, нашего состояния. Они не знают, что делать. Они не знают, что происходит. Они не знают, как на это реагировать. Они находятся в каком-то смятении. И это не только они.
Вопрос: Но если покупают боевое оружие ребенку или учат его каким-то образом убивать, то какая мысль у родителей? Какая у них философия?
Ответ: Что, в конце концов, он сможет защитить себя в этом ужасном мире.
Реплика: То есть они заранее говорят: "Сынок, мир ужасен, и ты должен быть сильным".
Ответ: Да. Это то, что он чувствует.
Вопрос: До чего мы дойдем с такой философией?
Ответ: Уничтожим друг друга.
Вопрос: Но мы и сами погибнем, правильно?
Ответ: Ну погибнем.
Реплика: То есть, в принципе, мы даем жизнь ребенку и в то же время говорим: "Чтобы ты выжил, ты должен быть сильным и сильнее всех".
Ответ: Да, так устроен мир. Посмотри на всех, начиная с руководителей государств и всех прочих до тех, кого ты видишь на улице.
Вопрос: А как же эта мысль, что мы все время хотели, чтобы дети наши были счастливы, и постоянно это произносили?
Ответ: Мы не знаем, что значит счастье. Может быть, счастье, как поется, "в теплом ружье".
Реплика: То есть понятие счастья – все смешалось. Понимание счастья перестало быть каким-то теплым, близким, родным.
Ответ: Нет-нет, это надо воспитывать долго, и действительно с молодых ногтей. Это все непросто. Сегодня мир вообще уже не такой. Сегодня, если ты будешь говорить о таких ценностях, над тобой будут смеяться, и никто с таким ребенком не будет дружить.
Вопрос: То есть ребенок должен быть сильным? Самым сильным в классе?
Ответ: Его должны бояться. Культ силы – это, в принципе, культ нашего времени. Быть первым.
Посмотрите, что делается между странами, государствами, всевозможными предприятиями, между всеми. Самое главное – это быть сильным.
Сильным физически, как культурист. Сильным в деньгах, сильным в какой-то игре, в чем-то. В общем, ты должен быть сильным. И такое состояние приводит к отчаянию, легче просто купить оружие и совершить самосуд.
Вопрос: А то, что у мальчика такая безысходность, ведь он в день расстрела писал: "Помогите мне! Мир ужасен!" – это следствие этой родительской ласки, этой любви родительской?
Ответ: Может быть. Потому что он видит, какая разница по отношению к нему от окружающего мира и от родителей. Родители готовы на все, чтобы дать ему все. Даже пистолет купить.
Вопрос: То есть мы первые ломаем мир своей, как вы говорите, любовью?
Ответ: Неправильной родительской любовью, которая так реализуется.
Вопрос: Как все-таки направить родителям в сегодняшнем мире свою любовь так, чтобы вырос другой ребенок, чтобы по-другому все сложилось?
Ответ: Это все надо менять. Нам надо менять в корне, в основе. А если основа нашего мира эгоистическая, и мы об этом не задумываемся, то тогда мы просто ничего другого придумать не можем, кроме как запастись каждый оружием и огородиться, обрешетиться, и вот так жить.
Вопрос: И отстреливаться?
Ответ: Да. Никуда от этого не денешься. "Мой дом – моя крепость" – и вот таким образом думать и делать.
Вопрос: Но все-таки, как воспитывать детей?
Ответ: Вот таким образом и воспитывать – что ему надо постоянно задумываться, беспокоиться о собственной безопасности. И такие мысли о собственной безопасности, которые ему навязывает окружающий мир, приводят к тому, что он делает соответствующие выводы: мне нужен пистолет, и я должен, в конце концов, уничтожать своих ненавистников.
Вопрос: Тогда вопрос: как мы изменим этот мир? Что мы должны делать, чтобы этот мир изменить?
Ответ: Ты не можешь запретить оружие, это понятно. Ты не сможешь запретить ненависть между людьми. Ты сможешь единственное – научить их правильно использовать любовь и ненависть.
Вопрос: Как это сделать? Как их правильно использовать?
Ответ: Это уже целая наука, и этому надо учиться в школе.
А все эти занятия, когда они учатся в школе всяким предметам – географии, истории и так далее – это вторичное. Самое главное – научить человека правильно взаимодействовать с окружающими, с окружающей средой. То есть к неживому, растительному, животному и к людям. Это самое важное. А этому мы их не учим.
Они вышли из своей мамы, родились, кое-как первые годы мы их обучаем, как взаимодействовать с этим миром. А потом, когда мы должны обучать их наукам, как взаимодействовать с этим миром правильно, мы их пичкаем всяким пустым материалом.
А вот как обращаться с другими людьми, создавать с ними правильное общество, располагать человека к себе, создавать содружество, мы не учим.
Вопрос: И этому надо учить?
Ответ: Это самое главное! Для этого должна существовать школа. Потому что школа существует на переходе между маленьким ребенком, который практически вышел из матери, и первые 5-6 лет он еще рядом с ней, – и затем взрослой жизнью. А взрослая жизнь – это с чужими людьми, с другими людьми и так далее. То есть школа должна быть на переходе от появления на свет и до появления на свет. Этой подготовки мы не даем.
Вопрос: То есть речь идет о школе для детей и, получается, для родителей? Потому что дома должна быть та же атмосфера.
Ответ: Конечно, да.
Вопрос: И для учителей школа?
Ответ: Это естественно, общая задача.
Вот это называется педагогика, это называется преподавание, это называется растить, воспитывать детей. Это называется воспитание!
А то, что им дают, им дают совершенно ненужное образование. Это не воспитание.
Вопрос: Что же тогда будет, если все-таки пистолет окажется в руке ребенка? Если он будет воспитан так, как вы говорите, что он сделает с этим пистолетом?
Ответ: Он будет защищать всех. От кого? От зверей, от пришельцев, не знаю. То есть у него будет мысль о защите всех. Эта Земля и это все – мое. Я хочу, чтобы всем было хорошо.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 09.12.2021