В Одессе судья вынес необычный приговор двум молодым людям, кравшим из машин магнитолы.
В Одессе судья вынес необычный приговор двум молодым людям, кравшим из машин магнитолы.
Вопрос: Что значит правильное воспитание мальчиков?
Ответ: Правильное воспитание – это реализация мужчины в своем земном и духовном образе так, чтобы стать абсолютно совершенным элементом и реализовать полностью то, что заложено в нем природой, то есть подняться и стать подобным Творцу.
Стать общим интегральным элементом природы – это то, что заложено в нас. Это известно кому-то? – Нет. Это надо изучать, раскрывать.
Из ТВ программы "Крупным планом. Поколение "Леди Гага""
Существует ли бескорыстная дружба?
Реплика: Почему альтруисты очень часто вызывают не благодарность, а досаду? "Потому что мы сомневаемся в их бескорыстии и видим за всем расчет", – говорят специалисты. Так благодеяния превращаются в жирный минус. Это массовое явление психологи называют "синдром умаления благодетеля".
Считается, что самый безотказный способ избежать принижения благодеяний – вершить благодеяния в тайне. А если окружающие случайно о них узнают, и это в итоге положительно скажется на вашей репутации, рассматривайте это просто как бонус. Очень красиво сказал Оскар Уайльд: "Нет на свете ничего лучше, чем сделать добро анонимно, а потом позволить другим узнать об этом".
Ответ: Да. "Позволить" – в кавычках.
Вопрос: То есть наш мир построен так, что никакого альтруистического поступка мы сделать не сможем?
Ответ: Нет. Никак. Это наша природа. Мы можем только везде гадить, использовать, ломать, нарушать. Только лишь. Мы не можем по-другому. Поэтому мы должны подумать о том, как себя разумно ограничить. До такой степени, чтобы мы минимально нарушали все окружающее. А это возможно только с воспитанием человека.
Вопрос: А существует ли добрый поступок на уровне нашего мира?
Ответ: Добрый поступок на уровне нашего мира – это когда мы относимся к нашему миру как к своему дому, который общий для всех нас, а мы как одна семья, и мы заботимся обо всех.
Если у человека будет такое отношение, тогда, конечно, мы приведем этот мир в порядок. Мы перешли какой-то пик чрезмерного потребительства, уничтожения, искажения всего, что только можно, а теперь должны немного всё это привести в порядок. То есть ограничить себя во всем, в чем нет необходимости.
Вопрос: Человек может к этому прийти?
Ответ: Его природа вынудит. Есть такое понятие как необходимое и достаточное. Взаимное ограничение всех, добровольное, принятое каждым из нас, для того чтобы сделать нашу планету удобной для себя и будущих поколений, – это необходимо.
Реплика: Но ведь говорят: "Мы этого хотим". Целые движения существуют.
Ответ: Они ничего толком не делают. Потому что силой это не сделаешь и криками на площадях – тоже.
Вопрос: А как это сделать?
Ответ: Перевоспитанием людей! То есть все эти экологи и прочие гринписы – они только создают большой шум и вызывают к себе ненависть и недоверие.
Вопрос: А в чем должна быть основа этого перевоспитания?
Ответ: Превратить все человечество в семью и весь земной шар – в одну удобную квартиру для всех, в наш дом.
Нас вынудит к этому природа. Мы находимся в таком состоянии… Пройдем, может быть, еще что-нибудь. К примеру, будет мировая война, половина человечества или бо́льшая часть уничтожится. Все равно к этому придет. Природа все равно все приводит к равновесию.
Вопрос: Вы сознаёте, что это очень длительный воспитательный вопрос, глядя на то, кто такой человек?
Ответ: Это длительный процесс, но зависит от осознания необходимости.
Вопрос: Кто может быть преподавателем в таких школах, таких университетах жизни?
Ответ: Тот, кто поднялся немножко выше своего эгоистического естественного природного уровня, тот может быть преподавателем.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 02.12.2021
Хорошими делами прославиться нельзя
Реплика: Вам пришло письмо от одного мальчика.
"Здравствуйте, уважаемый Михаил! Я знаю, что вы мне поможете. Я подписан на все ваши передачи. Здоровья вам! Это главное.
Я с детства прикован к постели. У меня редкая болезнь, и она прогрессирует. С детства я и мои любимые родители, мы боремся. Но в последнее время стало еще хуже, мне уже больно даже шевелиться. И вот сейчас, буквально полгода назад, появился новый метод лечения, и уже много излечившихся. Но он требует пересадки органа от близкого родственника.
Мой папа сразу же решил, что он должен стать моим донором. Его проверили, и все подходит. Но я узнал, что для отца это очень опасно. Он не очень здоров и неизвестно, как операция скажется на нем. Когда я узнал об этом, я сказал отцу, что я не согласен, я не хочу никакой пересадки, но он настаивает. Он не хочет ни о чем слышать. Что мне делать? Как убедить его? Я не хочу! Я боюсь. Я, конечно, хочу выздороветь, но я боюсь за отца! Мама молчит, сестра молчит.
Я пишу вам. Помогите! Я измучился, думая об этом! Но у меня ухудшение".
Ответ: Ты должен дать отцу возможность еще раз дать тебе жизнь. Я чувствую себя на твоем месте и на месте отца. Вы должны таким образом пойти на это вместе.
Вопрос: Но что он будет при этом ощущать?!
Ответ: Они вместе участвуют в этом действии, в этой операции. Вместе!
Вопрос: То есть как будто отец снова дает ему рождение?
Ответ: Да! И мальчик уже понимает, чувствуется по письму, что иначе это, действительно, закончится трагически. И как отец сможет жить, если мальчик умрет?
Вопрос: То есть он тем самым спасает и отца, ко всему прочему?
Ответ: Конечно. Он должен дать отцу возможность помочь ему.
Реплика: Он недаром написал: и мама молчит, и сестра молчит.
Ответ: Потому что это лично его решение.
Реплика: Он повзрослеет, сразу станет взрослым, как только решит.
Ответ: Да.
Реплика: Вот встают перед такими детьми такие взрослые вопросы!
Ответ: Жизнь полна острых решений.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.11.2021
"Мы в ответе за тех, кого приручили". Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"
"Нет на свете ничего лучше, чем сделать добро анонимно, а потом позволить другим узнать об этом". Оскар Уайльд
Реплика: Вы сказали, что наказание – это впечатление от того, что такое действие делать нельзя. То есть само действие, совершенное человеком, должно оставить в нем такое впечатление.
Ответ: Проще говоря, человек должен сам себя наказывать.
Мы должны привести его к такому состоянию, когда он оценивает свой прошлый проступок как наказание свыше, ощущая, что ему дали преступить какое-то правильное действие и сделать вместо него неправильное. Он судит самого себя. Этот внутренний самосуд вызывает в нем такое состояние горечи, обиды, сожаления, осуждения самого себя, что это и становится для него наказанием.
Он понимает, что сам сделал ошибку. При этом нужно помочь ему прийти к тому, чтобы в следующий раз, несмотря на будущие помехи и порывы, он уже не смог совершить такое действие. Но это возможно только с помощью особого духовного эталона – высшего света.
В принципе, в каббале сказано очень просто: "Я создал зло, – говорит Творец (то есть Творец создал наше зло), – и Я создал Тору", – то есть особый свет для исправления этого зла.
У нас в руках нет никакого другого орудия. Если мы действительно хотим исправить человека, то только с помощью высшего света, этой особой силы Природы, которая его же и создала.
А если мы сами выдумываем какие-то ограничения, то они только ожесточают человека относительно природы, общества и даже самого себя. Он выходит из тюрьмы большим зверем.
Поэтому, согласно Торе, в древние времена в Израиле не было такого наказания, как тюрьма. Были города-убежища. Если человек по неосторожности кому-то причинил вред, и его за это преследуют, он мог убежать в один из шести таких городов и находиться там до выяснения всех обстоятельств или до так называемого юбилейного года (шмита ювель).
Это определенный год, когда объявляется поголовная амнистия, прощаются все долги, все сданные в аренду земли возвращаются хозяевам, то есть абсолютно всё начинается заново, с нуля.
Из ТВ программы "Крупным планом. Презумпция невиновности"
Вопрос: Необходимо ли раздельное воспитание мальчиков и девочек?
Ответ: Разделение мальчиков и девочек ничего не даст, не приведет к правильному результату, если только не будет осуществляться в системе, предлагаемой каббалой.
Искусственное разделение – это как два общежития, мужское и женское, друг против друга. Оно вызовет еще большее неправильное восприятие реальности, потребности и их неверную реализацию и у девочек, и у мальчиков. Может быть, то, что есть сегодня, даже лучше, чем их насильственное разделение.
Вопрос: Последние исследования показали, что совместное обучение мальчиков и девочек ведет не только к изменениям в их поведении, когда мальчик становится как бы женоподобным, а женщина занимает главенствующую позицию, но и к изменению на уровне хромосом.
Происходит полное нивелирование, причем, как правило, мужских хромосом. Ученые объясняют это какими-то внешними факторами, но, тем не менее, уже понимают, что этот фактор существует. Обучение все равно должно быть раздельным. Но вы говорите, что просто так это не поможет. А почему это не решит проблему?
Ответ: А что вы им при этом даете? Вы просто отдаляете их друг от друга. То есть вы не даете взаимно влиять мужской части на женскую, женской – на мужскую. Мальчики перестают получать пример в виде женщины-преподавателя, в виде няньки.
В итоге они получают мужские примеры. Конечно, в дальнейшем это, может быть, сделает их более правильно реализующими себя. Но какие примеры? В чем он должен быть подобным мужчине и какому? Мужчина – этот собирательный образ. В чем он заключается?
А девочки получают пример женщины, они вращаются среди своих подружек, играют вместе в свои игры и так далее, все верно. Но кто является этой женщиной, с которой они берут пример? Что это за образ? Чему она их обучает своим примером?
Поэтому, прежде всего, надо найти таких преподавателей, которые в раздельном обучении давали бы детям правильное воспитание.
Из ТВ программы "Крупным планом. Поколение "Леди Гага""
Реплика: Согласно нынешней системе образования, учитель рассказывает детям то, что написано в учебнике, и все ученики должны принимать это как непреложную истину, не высказывая своих мнений, ничего не обсуждая по этому поводу. Принять, и все.
Ответ: У нынешней школы нет цели слепить Человека из человека. А "человек" на иврите "Адам", от слова "домэ" – "подобный Творцу". То есть школа не задается целью поднять ребенка до особого уровня в его внутреннем развитии, дать полнейшую и совершенную реализацию его внутреннему потенциалу, называемому душой.
Об этом вообще не идет речи, поскольку никто ничего не знает о таком уровне: ни ученики, ни их преподаватели.
Здесь мы сталкиваемся с тем, что нам надо переделать всю систему образования, а главное – воспитания.
Из ТВ программы "Крупным планом. Поколение "Леди Гага""
Вопрос: Современная система образования устроена так, что в одном классе учится до тридцати человек, а учитель как бы командует, что им делать. Вы говорите, что такая постановка полностью неправильна.
Ответ: Абсолютно неправильна. Она не дает ученику правильных примеров для подражания. Ученик не является участником группы, не находится в контакте с учителем, и учитель учащимся не товарищ.
Дети сидят не в круге, а направленными на доску. Им сообщают такие-то данные – запоминай и все. Внутри человека не создается предрасположенность приподнять себя, оформить свои отношения с окружающими, с миром, с природой. А это самое главное.
Мы видим, почему происходит кризис в науке, ведь все эти знания нам ничего не дают и счастья точно не приносят. Даже то, что мы делаем с помощью этих знаний, только усугубляет наши проблемы.
Поэтому, в первую очередь, необходимо формирование человека. Для этого должны быть маленькие группы учеников с инструкторами, с учителями, которые находятся, практически, на уровне учеников как их товарищи. И постепенно, показывая своим примером и организуя между учениками правильные взаимоотношения, учителя должны их растить.
Каббала очень много говорит об этом. Именно так мы воспитываем наших инструкторов, которые уже занимаются с нашими детьми. Мы видим, какую это приносит пользу. Причем, это явно ощутимая польза, когда дети не уходят от родителей, не убегают из дому, не участвуют во всяких "пижамных" вечеринках.
Формируется совсем другой человек. Ты его не замыкаешь, не делаешь ханжой, а направляешь на правильную цель.
Общество должно позаботиться об этом и перестроиться. Причем неважно с кого начинать, потому что в таком состоянии находятся и родители, и дети – все поколения.
В наше время, если посмотреть на все общество всех возрастов, то все они не понимают, для чего существуют, поскольку находятся во взаимной зависимости, во взаимном влиянии друг на друга. Всем им надо преподавать правильное восприятие реальности.
Из ТВ программы "Крупным планом. Поколение "Леди Гага""
Реплика: Расскажите, пожалуйста, как каббала относится к усыновлению.
Ответ: Усыновление – это, конечно, благое дело, потому что говорится о сиротах, о людях, у которых никого из родных нет. А когда ты даешь им ощущение, что есть кто-то рядом, который о них заботится, который их любит и так далее, то тогда, конечно, усыновление превращается в действие, подобное Творцу.
Как мы желали бы обрести нечто высокое, сильное, высшее, которое бы помогало, одобряло, поддерживало нас, взрослых. А у ребенка это такая пустота, это безнадежность, это такое отчаяние, что ему не к кому обратиться и никого нет! Мы не можем этого даже представить.
Поэтому усыновление, если это на самом деле доброе усыновление, – это самое благое действие в нашем мире. А выше этого – уже духовные постижения, ощущения человека.
Вопрос: А может усыновленный ребенок стать на уровне родного?
Ответ: Даже выше этого.
Вопрос: В каком случае?
Ответ: В том случае, если человек действительно желает приблизиться к нему и усыновить. Потому что те свойства – противоположные доброте, Творцу, слиянию, объединению, которые мы раскрываем в себе как отрицательные, как падения и так далее, они ведь даются нам для того, чтобы мы их преодолели и на основе их построили объединение, любовь, которые невозможны без предварительной ненависти.
Все страдания покрывает любовь. Поэтому человек, который усыновляет другого, у него на самом деле есть намного большая возможность проявить свою любовь к другому, чем у обычного биологического родственника.
Вопрос: Поэтому это может быть выше?
Ответ: Это выше.
Мы видим, как в каббале это раскрывается нам, и в человечестве как раскрывается сегодня, насколько мы противоположны, отдалены, находимся в какой-то ненависти друг к другу и так далее. Это только для того, чтобы раскрыть противоположно этому любовь.
Вопрос: То есть именно тут раскрывается любовь, когда ты берешь ребенка? А берешь ты из жалости к нему или из жалости к себе, что я один, что у меня нет своих детей?
Ответ: Это естественно. С того состояния, в котором находится человек.
Вопрос: Какое намерение верное и срабатывает?
Ответ: Дать другому счастье.
Реплика: Это победный ответ на самом деле!
Ответ: Да. Но насколько это существует в людях?.. По крайней мере, в любом случае это поступок очень благородный, особый. И все усилия человека, который идет на такое, на самом деле являются великими.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 25.10.2021
Вопрос: Согласно каббалистической методике, новое поколение воспитывается относительно вышей цели?
Ответ: Да, этим мы и занимаемся. А все остальные науки нам нужны для того, чтобы существовать в этом мире.
Мы не должны жить в пещерах и копаться в земле. Мы можем делать свой быт более комфортным. Почему нет, если это находится в гармоничной связи и помогает достижению главной цели?
Мы находимся в поезде, который едет куда-то. Мне главное – куда он идет. То, что я делаю внутри вагона – это все временно. Но там должна быть комфортная обстановка, удобно и хорошо человеку, чтобы продолжить свое поколение и передать детям ту же методику, ту же цель. Но все это – всего лишь вспомогательные инструменты для достижения цели.
Из ТВ программы "Крупным планом. Поколение "Леди Гага""
Реплика: Мое предназначение как человека – раскрыть абсолютно другой уровень существования, а не то, что представляется мне сегодня. Я должен существовать в своем животном теле и обслуживать его, но для того. чтобы достичь нечто высшее.
Такое воспитание, в принципе, меняет весь подход к жизни. То есть моя жизнь становится только лишь средством для достижения высшей цели.
Ответ: Такой подход меняет всю лестницу ценностей. Если у меня есть высшая цель, и я могу достичь ее сегодня, сейчас, сразу, то, естественно, меняется мое отношение к жизни: я на все смотрю как на средство достичь эту цель.
Только в соответствии с этим я сейчас измеряю то, что существует вокруг меня: стоит мне с этим иметь дело или нет, для чего мне это надо или не надо? Если бы мы так относились к нашей жизни, мы вообще брали бы от нее минимум.
Я беру для себя самое необходимое, а все остальные свои ресурсы, свои силы и чаяния направляю только на достижение цели, ведь я могу сегодня достичь вечности и совершенства.
При этом мне не надо умирать физически. Мне надо только развить в себе дополнительный орган чувств, вывести себя в раскрытие Высшего мира – того, что дает каббала.
Каббала рассматривает человека и его воспитание только относительно цели творения.
Мы существуем для того, чтобы достичь определенной цели, а она находится не внутри нашей жизни, а в том, чтобы мы раскрыли всю общую природу, которая называется "Творец". В каббале понятие "природа" эквивалентно понятию "Творец".
Достигнув общей связи со всей глобальной природой – не только с тем, что мы сейчас видим и наблюдаем в нашем маленьком мире, а с ее полной сферой, – мы начинаем ощущать себя существующими вечно и совершено. Именно этого уровня должен достичь человек, причем в течение этой жизни. Для этого, в принципе, и дано нам каждое мгновение существования.
А мы не обучаем этому человека. Мы обучаем его, как животное обучает своих детенышей выживанию, правильному созданию семьи, зарождению потомства. Так из поколения в поколение мы занимаемся своей жизнью на животном уровне.
Неважно, что у нас развиваются технологии, ведь пока существует наш животный организм, наше тело, мы желаем создать ему, как нам кажется, максимально комфортную обстановку. Поэтому уровень – животный, и человек при этом не отличается от животного.
На самом деле категория "человек" – это то, что может в нас развиться для ощущения вечного, совершенного состояния, когда каждый из нас приподнимается над своим маленьким эгоизмом и выходит в общее ощущение всей природы. Этому нас никто не обучает.
Если вы хотите приподнять человека, вы должны показать ему другую перспективу – ради чего стоит жить, на что стоит направить свои усилия. А если вся эта жизнь заключается только внутри животного организма, то мне на все плевать: я могу прыгнуть с крыши, могу делать с собой все, что угодно. Никому до меня нет дела, и мне ни до кого дела нет, поскольку каждый ощущает себя маленьким индивидуалистом.
На этом, в принципе, построены все наши отношения в обществе: "Я тебя не трогаю, ты меня не трогай". А это совершенно неверно. Ведь со дня на день мы раскрываем, насколько природа глобальна, насколько мы находимся во взаимосвязи, в маленькой деревне, как действует эффект бабочки, взаимной ответственности и взаимного влияния друг на друга.
Со стороны природы мы раскрываем, что все взаимосвязано и находится в такой тесной зависимости, что от нее никуда не убежать.
Вопрос: Возможно, мы еще не осознаем, что законы взаимозависимости относятся непосредственно к нашей жизни?
Ответ: Даже если мы их осознаем, все равно пока не сможем принять на себя. Более того, у нас еще нет возможности подойти к их осознанию.
В наше время раскрывается наука каббала, которая этим занимается и может дать нам такую возможность. Но мы находимся только в начале пути, и человечество еще не понимает, что это такое.
Из ТВ программы "Крупным планом. Поколение "Леди Гага""